Печатное издание для профессионалов.
Обзоры, инструкции, советы и запчасти.
Трансмиссионный бизнес в России и зарубежом.
Вход в личный кабинет

DQ200: Взрослый «робот»

Валентин Романов Валентин Романов
Компания "Агрегатка" г. Москва

Семиступенчатый «робот» DQ200 Семиступенчатый «робот» DQ200 с кодом в каталогах запчастей 0AM разработали для массовых моделей Volkswagen. Первая DSG, которую выпускали с конца 2002 года, шестиступенчатая DQ250, была рассчитана на довольно мощные двигатели с крутящим моментом до 350 Нм. Следующую, семиступенчатую трансмиссию проектировали для двигателей объемом не более 1,8–2,0 л с крутящим моментом до 250 Нм. DQ200 начали выпускать в ноябре 2007 года на заводе Volkswagen в Касселе (там же, где и DQ200), и она стала самой компактной и легкой из всех трансмиссий DSG. Ее масса – 70 кг, на 23 кг меньше шестиступенчатой. Именно для облегчения агрегата была выбрана конструкция с сухими сцеплениями.

DQ200 устанавливается на самых разных моделях группы Volkswagen – Volkswagen Golf, Polo, Passat и другие, Skoda Fabia, Octavia, Superb и Yeti, Audi A1, A3 и Q3, а также на редких в России испанских SEAT.

Принцип действия «робота» с двойным сцеплением

В одной корзине совмещены два диска сцепления – К1 (1-3-5-7 передачи) и К2 (2-4-6-R передачи). Сцепление является нормально разомкнутым. В момент, когда необходимо сомкнуть сцепление, шток мехатроника давит на выжимную вилку сцепления, которая давит на выжимной подшипник, а уже он оказывает воздействие на «лепестки» корзины, что приводит к смыканию ведущего и одного из ведомых дисков. Мехатроник, состоящий из электронного блока управления и гидравлического контура с насосом, в свою очередь, управляет и выжимом сцепления, и включением передач. 

Несомненный плюс КП с двумя сцеплениями состоит в быстродействии. Передача заведомо включена, а в момент переключения достаточно передать крутящий момент двигателя на другой диск сцепления. В результате пользователь получает автоматическую коробку передач с таким же высоким КПД, как у механической коробки. Она переключает передачи быстрее любого водителя, и в итоге смена ступеней происходит практически без разрыва потомка мощности. Правда, в реальности эти несомненные достоинства иногда сочетаются с проблемами.

Распространенные неисправности сцепления

В первые годы выпуска DQ200 0AM имела массу нареканий по надежности. Видимо, сказывалось то, что это была первая такая трансмиссия с сухим сцеплением. Она отличалась меньшими размерами и массой, чем первая DSG, DQ250 с мокрым сцеплением, но работала в более сложных условиях. Для устранения проблем с надежностью трансмиссию неоднократно модернизировали и даже сменили код модели на 0CW. Усилия конструкторов не прошли даром – агрегат стал надежнее, хотя теперь уже многие из этих коробок требуют ремонта просто по сроку службы. Это, безусловно, печалит владельцев, однако создает новые рабочие места в техцентрах, занятых ремонтом автоматических трансмиссий.

Новое сцепление установлено в корпус. Старое лежит рядом.Новое сцепление установлено в корпус. Старое лежит рядом.

Само сцепление достаточно надежно. Но в городском цикле из-за частого переключения между дисками сцепления износ происходит в разы быстрее по сравнению с «механикой» и классической АКП. 

Основные признаки выхода из строя DSG:

Сцепление этого типа по умолчанию не подлежит ремонту. В случае выявления неисправности сцепления его надо менять в сборе. Помимо оригинального узла от Volkswagen можно использовать комплекты брендов LuK и Sachs, стоимость которых ниже. Мы отдаем предпочтение бренду LuK – компания Schaeffler, которой принадлежит этот производитель, поставляет такие сцепления и для Volkswagen. То есть это те же самые оригинальные сцепления, только из другого источника. По качеству и характеристикам они одинаковы.Замена сцепления DQ200


В ходе установки сцепление необходимо отрегулировать специальным инструментом. Зазоры фрикционных дисков регулируются с помощью шайб, входящих в комплект сцепления. Допуски указаны на корзине нового сцепления. 

Новый тип сцепления DQ200С 2012 года Volkswagen применяет трансмиссии нового образца, которые отличаются в том числе и сцеплением. Изменили конструкцию выжимного подшипника, вилки выжимного подшипника, корзины сцепления. Больше не используется усиливающее кольцо, устанавливаемое на «лепестки» корзины сцепления: функции кольца выполняют сами «лепестки» сцепления. В новом сцеплении установлен иной фрикционный диск – изнашивается он равномерно и служит дольше по сравнению со старым. Учтите, сцепление нового образца не взаимозаменяемо с прежним.

Проблемы мехатроника

Больше всего проблем возникает с мехатроником, который управляет процессом переключения передач и выжимом сцепления. Его неисправности могут повлиять не только на сам процесс переключения передач, но и на износ двойного сцепления и других механических частей коробки. Частая неисправность данного узла – трещина в гидравлической части, которая становится причиной потери давления в контуре мехатроника. Давление падает, и электронный блок, получив информацию об этом от датчика, отдает команду гидравлическому насосу на включение для восстановления необходимого уровня. Если утечка через трещину продолжается, то насос включается все чаще и чаще и в конце концов начинает работать постоянно. По этой причине происходит утечка рабочей жидкости через сапун, что ведет к снижению ее уровня. Признаки появления данной неисправности:

В данном случае существуют следующие методы ремонта: замена гидроплиты на новую или восстановленную либо установка ремкомплекта гидроплиты.
Мехатроник DQ200

Мехатроник DQ200

Из-за постоянной работы насоса возникает перегрев, который нередко приводит к короткому замыканию между токопроводящими дорожками внутри платы. Как следствие, электронная плата блока управления мехатроника выходит из строя.

Разумеется, причины неисправности платы могут быть и другими. Например, поломка или замыкание каких-либо компонентов на самой плате. Признаки неисправности:

Бывают случаи, когда на панели приборов появляется значок неисправности и диагностическое оборудование показывает ошибку мехатроника. При этом трансмиссия вроде бы работает нормально, сбоев не видно. Но все же откладывать ремонт не стоит. Если затянуть, возникнет риск повреждения сцепления.

Мехатроник DQ200

Еще одна частая проблема – течь жидкости мехатроника через манжеты штоков выжима сцепления. Это опасно тем, что жидкость может попасть на фрикционные диски сцепления и привести к их пробуксовке. В дальнейшем придется менять сцепление. Для ликвидации течи понадобится ремкомплект штоков сцепления (манжеты) либо придется менять штоки в сборе с манжетами. Учтите, что после перехода на сцепление нового образца (с 2012 года) длина штоков изменилась. Использование штока иного размера приводит к неверному считыванию зазоров сцепления, о чем компьютер уведомит сообщением об ошибке на панели приборов.

Механическая часть

Иногда возникают неисправности различных подшипников, это происходит в основном из-за снижения уровня масла в результате течи одного из сальников и проявляется в виде шумов. Также встречается поломка направляющего подшипника вилки 6-й передачи и заднего хода, вследствие чего блок мехатроника не осуществляет переключение этих передач. Устранить такую поломку можно только при полном разборе КП и замены поврежденных элементов на новые.

Разрешение подшипника вилки шестой передачи и заднего хода

Механические повреждения DQ200

Диагностика DSG

При работе с DSG мы применяем сканер ODIS Service, который обеспечивает максимально быстрый и информативный результат. Его используют официальные дилеры всех марок группы Volkswagen, так что он дает информацию о «дилерских» способах устранения неисправности трансмиссии и предоставляет схемы по установке и демонтажу отдельных элементов, все коды неисправности расшифровываются корректно в отличие от некоторых сторонних сканеров. ODIS Service предоставляет широкий поток данных, позволяющих оценить работу трансмиссии и определить неисправность.

Выявить неисправность сцепления можно не только с помощью кодов неисправностей в блоке управления КП, но и путем оценки текущих данных по зазорам, а также по визуальному осмотру через смотровое окно, расположенное в верхней части колокола. Оценить состояние мехатроника можно и с помощью просмотра текущих данных по давлению и внешней проверке на предмет течей. Диагностика механической части осуществляется методом визуальной оценки состояния, проверки уровня масла, работоспособности вилок (при демонтаже мехатроника), наличия шумов из трансмиссии на подъемнике. Причиной проблем может быть не единственная неисправность, поэтому мы обычно последовательно проверяем все узлы.

Обязательные инструменты

Для ремонта этой трансмиссии необходимо иметь монтажный комплект для двойного сцепления, специальный инструмент для разбора корпуса, приспособление для принудительного выжима вилок сцепления, а также направляющие для установки мехатроника.

Как увеличить ресурс

Ремонт DSG недешев, и, чтобы его предотвратить, мы рекомендуем клиентам проводить электронную диагностику каждые полгода эксплуатации. Масло производитель менять не требует, но мы считаем, что это все-таки необходимо делать, максимальный срок его службы в наших условиях 70 тыс. км. При постоянной эксплуатации в городских пробках для снижения количества переключений стоит использовать ручной режим: если поставить селектор в положение для ручного переключения, то на невысоких скоростях коробка не будет постоянно переходить с первой на вторую и обратно, и это уменьшит износ как сцеплений, так и привода переключения. Причем для остановки надо использовать только нажатие тормоза до упора, тогда коробка просто размыкает сцепление, оставляя включенной первую передачу. На трансмиссиях, выпущенных после 2014 года, используется новое программное обеспечение, которое предотвращает лишние переключения.