Печатное издание для профессионалов.
Обзоры, инструкции, советы и запчасти.
Трансмиссионный бизнес в России и зарубежом.
Вход в личный кабинет

Компьютерная диагностика АКП на автомобиле (часть 7.)

Владимир Дроздовский Владимир Дроздовский
Автомобильный технический эксперт

Как уже указывалось ранее, по запросу внешнего диагностического оборудования блок может выдавать реальные значения данных по текущему времени – текущие параметры. Часть этих параметров фиксируется в Сохраненном потоке данных (Freeze Frame – «Стоп-кадр») на момент возникновения кода. Причем иногда они фиксируются в некотором интервале времени. Необходимо пояснить, что текущими параметрами являются значения конкретных величин, которые фиксирует или задает компьютерный блок управления в процессе движения автомобиля. Эти величины могут быть пяти видов:

    1) измеренные – это данные от одного конкретного датчика, обычно представленные в виде силы тока или напряжения (например, сила тока в цепи управления электромагнитным клапаном (соленоидом), напряжение на датчике температуры и т. д.);

    2) вычисленные – данные от одного конкретного датчика, представленные в реальных физических величинах (например, значение температуры в градусах Цельсия, частота вращения в оборотах в минуту, давление в Паскалях и т. д.);

    3) расчетные – данные в реальных физических величинах, полученные путем математических расчетов, реально измеренных данных от нескольких конкретных датчиков (например, передаточное число включенной передачи, частота проскальзывания фрикционного элемента гидродинамического трансформатора, температура на поверхности фрикционных дисков, зазор во фрикционном элементе, данные адаптации переключений и т. д.);    



    4) заданные – данные физических величин, хранящиеся в долговременной памяти компьютерного блока (матрице) или полученные расчетным путем на основании данных этой матрицы и реально измеренных данных от конкретных датчиков (например, давление в гидравлическом контуре, сила тока в цепи управления электромагнитным клапаном (соленоидом), назначенная передача или передаточное отношение, указанная частота вращения и т. д.); 

    5) информационные – полученные данные в любом виде от других компьютерных блоков автомобиля напрямую или по шинам обмена данных и связи (например, реальное положение дроссельной заслонки ДВС, нагруженность двигателя, реальная скорость автомобиля и т. д.).  

Фиксация и сравнение этих величин в момент появления недостатка в работе АКП позволяют подтвердить наличие неисправности и локализовать ее по системе или узлу агрегата. 

Какие же основные параметры характеризуют работу АКП? 

    1. Параметры режима работы АКП. К ним относятся частота вращения коленчатого вала двигателя, входного (первичного) и выходного вала АКП, скорость автомобиля и т. п. Иногда присутствуют параметры частот вращения промежуточных звеньев АКП. Анализ этих параметров позволяет выяснить, какое передаточное отношение в АКП присутствует (какая передача), есть ли пробуксовка, на каком режиме работает ГДТ (заблокирован или нет, какое частичное проскальзывание и т. п.). Кроме того, для определения режима работы АКП используются следующие параметры: включенная и реальная передача, реальное передаточное отношение, частота проскальзывания в ГДТ.

2. Параметры нагруженности АКП. Положение педалей автомобиля: акселератора («газа») и тормоза. Чем больше степень нажатия на педаль акселератора, тем сильнее нагружена АКП. Применение тормозов при нажатой педали «газа» значительно нагружает АКП и не является эксплуатационным режимом. Температура трансмиссионной жидкости АКП характеризует ее температурную нагруженность. Иногда применяют два датчика: один контролирует температуру в поддоне АКП, а другой – в магистрали на выходе из ГДТ. Помимо этого, для определения нагруженности АКП используются параметры нагруженности двигателя. Эти данные позволяют понять, при какой нагруженности АКП происходит сбой в ее работе.

3. Параметры передачи. Положение контроллера АКП, состояние ее соленоидов управления, расчетная и заданная передача, заданное передаточное отношение, используемые программы для управления работой АКП и ГДТ (стандартная, преодоление подъемов, экономичная, скользкое дорожное покрытие, движение под уклон и т. д.). Все эти параметры помогают выяснить, какую передачу и режим работы ГДТ задали компьютер и водитель в текущий момент.

    4. Специальные параметры. Это дополнительные параметры, которые, по мнению конструктора, должны оказать помощь для выявления недостатка в работе АКП. К ним относятся: напряжение питания в бортовой сети автомобиля, заданное и измеренное давление в магистралях АКП, параметры адаптации, время переключения, зазоры в исполнительных механизмах, статистические данные о работе АКП и т. д.

Таким образом, при диагностике АКП, и особенно при дорожных испытаниях, необходимо вести мониторинг параметров ее работы. Это даст возможность в момент появления недостатка в работе АКП найти изменения в ее параметрах. В результате устойчивая связь изменения параметров с недостатком позволит объективно зафиксировать неисправность и определить причину ее возникновения.

На этом мы закончили рассмотрение организации компьютерного управления, фиксации неисправностей и возможностей специалиста для диагностики АКП. Далее мы перейдем непосредственно к методике проведения компьютерной диагностики автоматических коробок передач.