Печатное издание для профессионалов.
Обзоры, инструкции, советы и запчасти.
Трансмиссионный бизнес в России и зарубежом.

  1. Журнал АКППро
  2. Архив номеров
  3. Декабрь 2018 (#11)
  4. Проверка муфт блокировок гидротрансформаторов

Проверка муфт блокировок гидротрансформаторов

Дмитрий Ермилов Дмитрий Ермилов
Технический директор ГК «ТрансФикс», Москва

На характеристики муфты блокировки после ремонта гидротрансформатора влияет много факторов – технология ремонта, состав и производитель фрикционного материала, форма и размер фрикционного слоя, геометрические характеристики и шероховатость стальных поверхностей трения. Оценить состояние муфты до и после ремонта нам и помогает стенд. Он дает возможность изучить влияние на работу муфты блокировки каждого фактора по отдельности, подобрать оптимальные технологии ремонта, определить наиболее подходящий фрикционный материал и производителя материалов с наилучшим качеством.

Стенд для проверки муфт 
  блокировок гидротрансформаторов

Зная эталонные характеристики муфт блокировок различных моделей гидротрансформаторов, при проверке на стенде можно определить, соответствует ли отремонтированная муфта допустимым показателям и, таким образом, при ремонте максимально исключить человеческий фактор и уменьшить количество гарантийных обращений.

Конструкция стенда

На раме стенда установлен электрический двигатель и резервуар с герметично закрывающейся крышкой. Крутящий момент от двигателя через компенсационную муфту и подшипниковый узел с уплотнением передается на планшайбу, на которой закреплен корпус гидротрансформатора с собранной муфтой блокировки и турбинным колесом. Через шлицевой вал с датчиком крутящего момента турбина соединена с рамой стенда.

Схема и конструкция стенда




Масло под необходимым давлением подается в над- или подпоршневую зону из гидроаккумулятора. Для подачи управляющего давления в подпоршневую зону муфты блокировки давление масла проходит через шлицевой вал и муфту с уплотнениями, в надпоршневую зону – через патрубок в герметичный резервуар.

Поскольку регулировка давления жидкости в зоне малых величин технически довольно сложна, мы пошли по пути регулировки давления воздуха. Нужное нам управляющее давление жидкости создается подачей в гидроаккумулятор сжатого воздуха под необходимым давлением. Величина давления сжатого воздуха регулируется пневморегулятором с диапазоном регулируемого давления от 0 до 8 Бар. Расход воздуха, то есть скорость изменения давления, регулируется пневмодросселями. Функцию контроля уровня масла в гидроаккумуляторе в нем выполняет датчик уровня.

Наполнение маслом резервуара стенда и гидроаккумулятора происходит за счет работы гидростанции. Для измерения температуры масла установлен датчик.

Конструкция стенда

Во время работы гидростанции направлением потока жидкости управляют шесть электромагнитных клапанов. Таким образом, давление создается в тех полостях, где оно требуется. 

Управление этими электромагнитными клапанами, двигателем гидростанции, двигателем основного привода и пневморегулятором осуществляется с помощью контроллера. На контроллер же приходят сигналы с датчика момента, датчика давления воздуха, датчика уровня жидкости в гидроаккумуляторе и его температуры. Контроллер через USB-кабель соединен с персональным компьютером. На нем установлена специально написанная для стенда программа.

Испытания стенда

Устанавливаем на планшайбу корпус ГДТ с фрикционной муфтой и турбиной. Если шлицевой вал центрируется в крышке гидротрансформатора, как, например, на гидротрансформаторах 722.6/722.9, ZF 6НР26, то никаких дополнительных центровочных элементов не требуется. Но если центрирования вала в крышке не происходит, мы устанавливаем дополнительную опору с подшипником, в которой вал и будет отцентрирован. Закрываем крышку, после этого устанавливаем шлицевой вал, а затем устанавливаем датчик момента. 

Для испытаний муфты блокировки определенной модели гидротрансформатора мы создаем сценарий испытаний – таблицу, в которой описано, в какой момент времени какие исполнительные элементы должны быть включены и какое давление воздуха должно быть создано.

В процессе испытаний вал электродвигателя постоянно вращается со скоростью 120 об/мин. По показаниям датчиков стенда программа в компьютере строит график зависимости момента, передаваемого муфтой, от управляющего давления.

По результатам испытаний заведомо исправных муфт блокировок некоторых моделей гидротрансформаторов уже получены графики, которые можно сравнить с показателями исследуемой муфты. Для удобства сравнения эталонный график отображается рядом со строящимся графиком сразу во время испытаний.

Зависимость крутящего момента от давления и времени

На данный момент максимальные усилия направлены на испытания муфт блокировок гидротрансформаторов для шестиступенчатых трансмиссий ZF и совершенствование технологии их ремонта. Перед нами стоит задача набрать достаточный объем данных по исправным муфтам испытываемых моделей гидротрансформаторов и определить максимально допустимые отклонения их характеристик. Данные всех прошедших проверку отремонтированных муфт блокировки заносятся в нашу базу, и в дальнейшем мы сможем отследить корректность работы муфты блокировки с конкретной характеристикой на конкретном автомобиле.