Печатное издание для профессионалов.
Обзоры, инструкции, советы и запчасти.
Трансмиссионный бизнес в России и зарубежом.

  1. Журнал АКППро
  2. Архив номеров
  3. Март 2018 (#8)
  4. Schaeffler: новые продукты для трансмиссий с двумя сцеплениями

Schaeffler: новые продукты для трансмиссий с двумя сцеплениями

ТДС представляет собой, по сути, две механические коробки передач, каждая из которых соединяется с маховиком двигателя своим сцеплением. Передаточные числа каждой коробки чередуются, таким образом, нечетные и четные ступени включаются отдельными сцеплениями. И потому переключение на следующую ступень (которая находится на другом валу) можно сделать очень быстрым – размыкая одно сцепление и параллельно замыкая другое. Такое быстродействие позволяет переключаться без разрыва потока мощности и в случае с трансмиссией VW 0AM занимает всего 20 мс. 

Запчасти SchäfflerГидротрансформатор – главная часть классической автоматической трансмиссии, – имеет невысокий коэффициент полезного действия. Он преобразует крутящий момент за счет потерь. Поэтому на современных гидромеханических «автоматах» трансформатор блокируется при равномерном движении. Однако в механической трансмиссии потери гораздо меньше. И потому ТДС эффективнее любой трансмиссии с гидротрансформатором, позволяя расходовать меньше топлива. А это сегодня главный параметр автомобиля, поскольку снижение расхода топлива не только уменьшает стоимость эксплуатации машины, но и уменьшает выбросы углекислого газа и отравляющих веществ, что дает возможность укладываться в современные экологические стандарты Евро. Если принять расход топлива автомобилем с механической коробкой за 100%, то классический «автомат» увеличивает его на 5–15%, а применение трансмиссии с двумя сухими сцеплениями сокращает его на величину до 10%. Снижение расхода топлива связано с тем, что электронный блок управления точнее подбирает оптимальную передачу, чем человек, переключение с двумя сцеплениями происходит быстрее, а также реализован режим движения «накатом», при котором трансмиссия вращает двигатель, позволяя не впрыскивать топливо в цилиндры.

Типы трансмиссий популярных  в Европе

Еще одно достоинство механической трансмиссии – хорошая обратная связь для водителя, человек лучше чувствует отдачу двигателя и автомобиль в целом. По этому параметру любая «механика» опережает не только гидромеханическую передачу (ГМП), но и другой набирающий популярность сравнительно новый тип трансмиссий – вариатор. И, что немаловажно, конструкция механической трансмиссии, в том числе и с двумя сцеплениями, дешевле любых других. По сравнению с обычной трансмиссией с ручным управлением здесь появляются исполнительные механизмы и электронный блок управления. Основа же здесь в сущности – обычная МКП.



Schäffler и на конвейер, и на СТО

Schäffler и на конвейер, и на СТОКомпания Schaeffler, в структуру которой входит и известный производитель узлов трансмиссии под брендом LuK, выпускает как комплектующие для производства трансмиссий, которые поставляет на конвейеры заводов, так и ремонтные комплекты для них. К примеру, двойное сухое сцепление LuK начал изготавливать для Volkswagen с 2008 года, а в 2014-м приступил к производству двойных мокрых сцеплений. Также компания выпускает двухмассовые маховики для любых типов двойных сцеплений. Они используются на многих моделях европейских автопроизводителей – Volkswagen, Audi, Porsche, BMW и других. И, разумеется, эти узлы доступны и в виде ремонтных комплектов.

Сегодня в эксплуатации находятся трансмиссии с двумя сцеплениями с разными приводами управления. На трансмиссиях Volkswagen 0AM используется рычажная система включения, компания Getrag на трансмиссиях для Ford и Renault, а также корейская Hyundai применили пластинчатые актуаторы с сервоприводами, а Fiat предпочел подключать привод к гидравлическим выжимным подшипникам.

Спец инструмент SchäfflerSchaeffler предлагает именно комплекты, а не просто детали, поскольку для качественной замены этих узлов требуются специальные приспособления – шайбы и направляющие. Каждый комплект включает техническую документацию, которая позволяет произвести замену без ошибок, даже если человек, выполняющий ее, ранее этим не занимался. Замена двойного сцепления существенно сложнее, чем снятие и установка традиционного. Для снижения затрат клиента инженеры компании Schaeffler разработали модульную систему специального инструмента. Она включает базовый набор и отдельные комплекты для разных марок и моделей автомобилей, а также инструмент для взведения колец автокомпенсации износа модулей сцеплений Ford/Renault/Hyundai. Таким образом, клиент может приобретать наборы последовательно, по мере появления новых потребностей.

Новый комплект Schäffler

Новый комплект сцепления SchäfflerВ 2017 году компания Schaeffler начала выпуск комплектов сцепления под обозначением 602 0012 00 для трансмиссии Hyundai D6GF1, которая устанавливается на Hyundai Veloster и Tucso и Kia Cee’d. Система управления для D6GF1 изначально поставляется для Hyundai компанией LuK. Основное отличие от трансмиссии Ford Powershift состоит в наличии взводимого двухмассового маховика, что должно обеспечить высокие показатели ресурса, сравнимые с трансмиссиями для моделей Renault.

В состав комплекта входят собственно сцепление и все элементы, подверженные износу при эксплуатации. Не поставляются в этом комплекте сальники первичных валов, так как они подлежат замене в зависимости от пробега или при наличии негерметичностей.

Также LuK выпускает комплекты опорных подшипников для роботизированных трансмиссий. Программа ремонтных решений LuK GearBox включает 32 различных комплекта, для которых разрабатываются и специальные модули инструмента для перепрессовки трансмиссионных валов и подшипников.

Пятнадцать лет с начала серии

Первый патент на трансмиссию с двумя сцеплениями в 1939 году получил Адольф Кегресс. Этот французский инженер известен в России благодаря созданному им гусеничному движителю для автомобилей императорского гаража.

Однако практические шаги в создании такой коробки передач были сделаны лишь в 80-е годы прошлого века. Их планировали устанавливать на компактные модели Ford и Peugeot. Причем прототипы имели однодисковое сухое и многодисковое мокрое сцепление, а также аналоговую систему управления. Но дальше экспериментов дело не зашло. Первые современные прообразы ТДС были созданы компанией Porsche в 1980-х годах. Они получили компьютерный блок управления и испытывались на гоночных Porsche, участвовавших в гонках в Ле-Мане, и раллийных Audi Sport quattro S1. Как известно, Audi и Porsche имеют давние тесные связи с Volkswagen, и неудивительно, что именно эта марка первой запустила ТДС в серию – это была DSG (Direktschaltgetriebe, или Direct Shift Gearbox – «коробка передач с прямым переключением» соответственно по-немецки и по-английски). Ее серийный дебют состоялся на спортивной версии Volkswagen Golf R32 в 2003 году – 15 лет назад.