Печатное издание для профессионалов.
Обзоры, инструкции, советы и запчасти.
Трансмиссионный бизнес в России и зарубежом.

  1. Журнал АКППро
  2. Архив номеров
  3. Сентябрь 2022 (#21)
  4. Компьютерная диагностика АКП

Компьютерная диагностика АКП

Владимир Дроздовский Владимир Дроздовский
Автомобильный технический эксперт

В результате компьютерной диагностики АКП возможны два варианта выводов: в памяти компьютерного блока управления есть коды неисправностей или их нет.

Начнем с первого варианта – коды неисправностей есть. Если при диагностике фиксируется несколько кодов неисправностей, то обычно они записываются последовательно по времени возникновения. Первое, что нужно после фиксации (записать, сфотографировать) данных кода (см. предыдущую публикацию), по статусу кода определить, является он активным на момент диагностики или нет.

При активном коде поиск неисправности упрощается, т. к. он (код) постоянно присутствует или возникает при определенных условиях.

Постоянно присутствующими кодами являются те, которые после удаления и последующего выключения, и включения зажигания, и без запуска двигателя появляются снова (желательно, чтобы зажигание было включено не менее 60 секунд). Эти коды связаны с электрическими неисправностями (обрыв или замыкание). Необходимо указать, что при этом могут возникать любые типы кодов неисправностей (см. предыдущие публикации), вплоть до системных. Таким образом, результатом диагностики является наличие электрической неисправности, которую нужно устранять согласно технической документации производителя. Причиной электрических кодов неисправностей могут быть (указаны в порядке частоты возникновения):



  1. электрический компонент (датчик, соленоид и т. д.);
  2. проводка от компьютерного блока до электрического компонента (провода);
  3. контакты в соединениях компьютерного блока, проводов, электрических компонентов;
  4. компьютерный блок.

Возникающими при определенных условиях кодами являются такие, которые после удаления и последующего выключения, и включения зажигания, и без запуска двигателя не появляются снова. Но после запуска двигателя и при определенных условиях эти коды появляются снова. Условиями их возникновения являются: режимы (нагрузочные, температурные и т. д.), работа двигателя, автоматической коробки передач, движения автомобиля и т. п. Для определения этих условий существенную помощь может оказать сохраненный поток данных (Freeze Frame – Стоп-кадр) этого кода. Кроме того, нахождению данных условий помогает опрос клиента (см. предыдущие публикации). Необходимо указать, что иногда коды записываются только после нескольких раз воссоздания определенных условий (2–3 раза). Некоторые диагностические приборы позволяют включить специальный режим диагностики, при котором коды записываются с первого раза воссоздания определенных условий. В процессе диагностики в определенных условиях следует производить мониторинг текущих параметров (см. предыдущие публикации), влияющих на запись зафиксированного кода неисправности (обычно эти параметры представлены в технической документации производителя).

Для чего в процессе диагностики необходимо подтверждать код неисправности? Проще объяснить это на примере: при диагностике зафиксирован активный системный код Р0734 – код пробуксовки четвертой передачи. Других кодов неисправности не зафиксировано. Известно, что для определения реального передаточного числа в АКП компьютерному блоку нужны данные частот вращения входного и выходного валов этой АКП. Некорректное представление этих данных может привести к неверному определению передаточного числа компьютерным блоком и, как следствие, записи кода неисправности по неверному передаточному отношению (пробуксовке) в АКП.

Кодами, возникающими при определенных условиях, могут быть любые виды кодов (см. предыдущие публикации). Поэтому для дальнейших действий важно, к какому виду относится зафиксированный код:

  1. электрический – причины указывались выше;
  2. внутренний – электрическая или программная неисправность. В первом случае ремонт компьютерного блока или его замена, во втором – уточнение версии прошивки (программного обеспечения) и его обновление, если есть новая или пробная замена (перепрошивка);
  3. связь – некорректная передача данных. Это может происходить из-за помех, шума, нагрузочного сопротивления и т. д.;
  4. системный – неисправности в рабочих процессах самого агрегата. Обычно причины неисправности внутри самого агрегата и требуют его демонтажа и ремонта.

Иллюстрация:

Схема компьютерной диагностики Схема компьютерной диагностики