Печатное издание для профессионалов.
Обзоры, инструкции, советы и запчасти.
Трансмиссионный бизнес в России и зарубежом.

  1. Журнал АКППро
  2. Архив номеров
  3. Сентябрь 2021 (#20)
  4. Читаем коды неисправностей

Читаем коды неисправностей

Владимир Дроздовский Владимир Дроздовский
Автомобильный технический эксперт

Рассмотрев, как организована и работает компьютерная система управления АКП (см. предыдущие публикации), переходим непосредственно к методике проведения компьютерной диагностики.

Ранее уже говорилось, что первоначально нужно провести опрос клиента (см. предыдущие публикации) и провести компьютерную диагностику АКП. Причем проведение компьютерной диагностики на предмет наличия кодов неисправности – первая и обязательная процедура вне зависимости от типа неисправности АКП. При этом необходимо учитывать, что коды неисправности хранятся в долговременной памяти компьютера управления. Функционирование этой памяти может быть энергозависимым (питание обеспечивается прямым подключением «плюса» от аккумуляторной батареи автомобиля), так и энергонезависимым. С энергозависимой памятью отсоединения аккумуляторной батареи от системы автомобиля на 10–15 секунд бывает достаточно, чтобы все сохраненные коды неисправности в долговременной памяти модуля были удалены, то есть потеряны. То же самое происходит при разрядке аккумуляторной батареи. При энергонезависимой памяти такого не случается, а удаление (стирание) неисправностей производится с помощью специальной команды от диагностического прибора. Поэтому надо выяснить у клиента, не отключалась ли, отсоединялась или была полностью разряжена аккумуляторная батарея автомобиля, после чего можно переходить к первой части компьютерной диагностики.

Провести проверку на наличие кодов неисправности в системах управления АКП, двигателя и функциях, связанных с работой тормозной, рулевой и, при наличии, полноприводной систем. Это по минимуму. По возможности следует провести полную диагностику всех компьютерных систем автомобиля (упрощенный экран диагностического прибора представлен на илл. 1). Если коды неисправности присутствуют, то их нужно зафиксировать (записать, сфотографировать) и обязательно с аббревиатурой кода (строка букв и цифр). Компьютер управления передает в диагностический прибор именно эти данные, а расшифровка кода – это библиотека в самом диагностическом приборе, которая может быть не очень правильная! Именно потому необходимо сохранить аббревиатуру кода, чтобы в дальнейшем с помощью документации производителя правильно расшифровать код неисправности (илл. 2–6). Далее надо проверить, есть ли у кодов неисправности сохраненный поток данных (Freeze Frame – «Стоп-кадр»), и его данные тоже зафиксировать. Если сохраненного потока данных у кода неисправности нет, можно попробовать его получить, прочитав коды неисправности через единый диагностический стандарт ОВD II (без указания марки и модели автомобиля). Этот стандарт читает коды неисправности двигателя и трансмиссии и практически всегда имеет сохраненный поток данных. Кроме того, следует обратить внимание на статус кода неисправности, который позволит понять, когда и как часто возникает этот код неисправности.

Далее представлены статусы кодов неисправностей разных производителей автомобилей и диагностических приборов:






Использование английского интерфейса диагностического прибора предпочтительнее, так как библиотеки на английском языке наиболее востребованы в мире и потому их правильность и точность терминологии тщательно контролируется производителями.

Иллюстрации

Упрощенный экран диагностического прибора

Илл. 1: Упрощенный экран диагностического прибора


 Диагностика АКП

Илл. 2: Диагностика АКП № 1

При диагностике зафиксировано три кода неисправности. Аббревиатуры кодов соответствуют стандарту OBD II и относятся к базовым. Все коды являются системными, связанными с неисправностями в рабочих процессах АКП:

Дополнительно необходимо указать, что коды неисправности записываются в порядке их возникновения, то есть чем выше код в таблице, тем раньше он был зафиксирован.

 Диагностика АКП

Илл. 3: Диагностика АКП № 2.

При диагностике зафиксирован один код неисправности. Аббревиатура кода не соответствует стандарту OBD II и относится к кодам производителя автомобиля. Этот код является электрическим, связанным с неисправностями в электрических цепях управления элемента АКП:

00264 – электромагнитный клапан 4 -N91- замыкание на «плюс» аккумуляторной батареи автомобиля – код возникает при замыкании цепи управления электромагнитного клапана 4 -N91- на питающее напряжение в бортовой сети автомобиля. Необходимо указать, что при таком коде замыкание может быть как в самом электромагнитном клапане, так и в проводке от блока управления до клапана, а также в самом блоке управления (см. предыдущие публикации). Это код активный, записанный в блок управления при включении зажигания автомобиля в момент диагностики. После выключения зажигания статус кода может измениться. У этого кода нет сохраненного потока данных на момент его возникновения.

Илл. 4: Диагностика АКП № 3.

При диагностике зафиксировано три кода неисправности. Аббревиатуры кодов соответствуют стандарту OBD II, но первый код относится к кодам производителя автомобиля, а два последующих – к базовым. Два кода (первый и третий) являются системными, связанными с неисправностями в рабочих процессах АКП, а второй код – внутренний, связанный с неисправностью в самом блоке управления:

Дополнительно необходимо указать, что все эти коды неисправности имеют дополнительные признаки неисправности – двухзначные коды (5-я и 6-я цифры), а последний, третий код имеет помимо признака неисправности код дополнительной информации (7-я и 8-я цифры). Правильную расшифровку дополнительных кодов неисправности можно получить только с помощью дилерского диагностического прибора и/или технической документации производителя. В приведенной выше диагностике:

 Диагностика АКП

Илл. 5: Диагностика АКП № 4.

При диагностике зафиксировано два кода неисправности. Аббревиатуры кодов соответствуют стандарту OBD II и относятся к базовым. Все коды являются системными, связанными с неисправностями в рабочих процессах АКП:


 Диагностика АКП

Илл. 6: Диагностика АКП № 5.

При диагностике зафиксирован один код неисправности. Аббревиатура кода не соответствует стандарту OBD II и относится к кодам производителя автомобиля. Этот код является системным, связанным с неисправностями в рабочих процессах АКП:

420331 – контроль передаточного числа: переключение передач от 3-й до неопределенной недостоверно – этот код возникает при невозможности передачи момента двигателя к колесам автомобиля на 3-й передаче и далее, то есть происходит буксование фрикционных элементов АКП. Код не имеет ни статуса, ни сохраненного потока данных. По этому коду можно выяснить только то, что на 1-й и 2-й передаче в АКП все нормально.