Выбираем AT: подари жизнь АКП
Александр ЖихаревЖурналист. г. Москва
Жидкость для АКП часто называют маслом, хотя это не совсем верно. Основная функция масла – снижение трения между контактирующими поверхностями. На ATF (Automatic Transmission Fluid – «жидкость для автоматической трансмиссии») возложено гораздо больше обязанностей. Помимо смазки зубчатых передач жидкость передает механическую энергию в трансформаторе, обеспечивает управление, отводит тепло и поддерживает фрикционные свойства сцеплений. Поэтому в состав ATF входят модификаторы трения, препараты, препятствующие окислению самой жидкости и коррозии металлических элементов АКП. Разумеется, в ATF есть присадки, гарантирующие исправную работу трансмиссии и сохраняющие необходимую вязкость при разной температуре, снижающие износ, обеспечивающие моющие свойства. И даже простому обывателю понятно, что на ATF экономить не следует. Поэтому очень странно выглядят рекомендации ряда именитых производителей, утверждающих, что их АКП вообще не требуют обслуживания, дескать, ATF заливается на весь срок службы автомобиля. Сразу же возникает вопрос: а какой он, этот срок службы?
Необслуживаемая АКП – мифы и реальность
Для современного покупателя автомобиля все более важными становятся эксплуатационные расходы, и производители прилагают значительные усилия, чтобы снизить именно затраты на содержание машин.
Дело в том, что на рынке сейчас множество интересных кредитных предложений. Человек ежемесячно оплачивает определенную сумму, и через два-три года у него появляется выбор: оплатить остаточную стоимость машины и взять ее себе либо сдать еще не полностью оплаченный автомобиль по трейд-ин и сразу получить новый. Обычно потребитель не желает связываться со старой машиной и берет новую – именно в этом и состоит цель автопроизводителя. Для него важно, чтобы его товар не застаивался на рынке. Поэтому маркетологи ориентируют конструкторов на минимизацию эксплуатационных расходов в течение гарантийного срока. Строго говоря, для изготовителя не такое уж большое значение имеет дальнейшая судьба машины и уж тем более он не заинтересован в том, чтобы автомобиль обладал миллионным ресурсом. Это касается многих технически сложных товаров. А потому, когда производитель говорит, что АКП необслуживаемая, то нужно добавить фразу «в течение гарантийного периода». А жидкость в АКП нужно менять, не доводя агрегат до ремонта.
Расход топлива и АКП
С обывательской точки зрения связь АКП и расхода топлива проста: по сравнению с механикой АКП добавляет примерно литр расхода горючего на 100 км пути. В действительности вопрос более сложный. Законодатели выдвигают жесткие экологические требования к производителям автомобилей. В 2009 году был принят Регламент Евросоюза под номером 443, который ввел нормативы по выбросам СО2 для легковых автомобилей. Если большинство вредных веществ удаляется из выхлопа каталитическим нейтрализатором и сажевым фильтром, то выброс СО2 прямо пропорционален потреблению горючего. Кстати, в нейтрализаторе угарный газ (CO) и несгоревшие углеводороды (CH) дожигаются с образованием все того же СО2 – конечного продукта сгорания топлива. В результате производитель вынужден создавать все более экономичные автомобили. Понятно, что в ряде случаев клиент сам готов пойти на покупку более прожорливой, но недорогой машины: если пробеги невелики, то простая арифметика свидетельствует о разумности такого шага. Но изготовить такую машину завод не может, ибо за нарушения соответствующих норм на него накладываются колоссальные штрафы.
В итоге производитель старается снижать расход топлива любыми способами. Именно для этого увеличивается число ступеней в трансмиссиях – так обеспечивается возможность работы двигателя в наиболее экономичном режиме. При этом ресурс агрегата снижается – бесплатных пирожных не бывает. Например, на старых АКП блокировка гидротрансформатора включается только на высшей передаче при скорости более 60 км/ч, а на современных – на всех, кроме первой. Также используется режим скользящей блокировки гидротрансформатора: с одной стороны, ему дают возможность увеличивать крутящий момент из-за разницы скорости вращения турбинного и насосного колес, с другой стороны, излишнее проскальзывание убирают за счет частичной блокировки. Аналогичным образом производители модернизируют сохраняющиеся в производстве 4–5-ступенчатные АКП – меняют алгоритм управления блокировкой. Снижаются потери энергии в гидротрансформаторе, но появляется постоянное трение в муфте блокировки. В таком состоянии она находится при средних скоростях и малых нагрузках – фактически это вся городская езда. Как следствие, в современных АКП накапливается больше продуктов износа, чем в старых.
В этом нетрудно убедиться на практике. Так, ATF на Toyota Camry с четырехступенчатой АКП после 60 тыс. км пробега еще имеет приличный вид, сохраняя определенную прозрачность и красноватый оттенок. На современной шестиступенчатой тойотовской АКП ситуация иная: после 60 тыс. км пробега в тех же условиях жидкость в коробке просто черная и абсолютно непрозрачная.
Отдельные рекордсмены – например, агрегаты GM 6Т30, 6Т35, 6Т40 редко доходят до 100 тыс. км без ремонта. Такие «маложивущие» АКП ругают механики, но агрегаты укладываются в техзадание: они не требуют ухода в гарантийный период и снижают расход топлива. Вторичный же рынок для производителя неважен. Более того, даже хорошо, если на «вторичке» будут приобретать фирменные детали для ремонта.
Итак, необслуживаемые АКП – это миф. Жидкость менять необходимо. Если машина ездит исключительно на дальние расстояния, то жидкость нужно менять каждые 60–80 тыс. км. При эксплуатации в тяжелых условиях, что подразумевает толкание в пробках мегаполиса, езду по раскисшим загородным дорогам, ATF теряет свои свойства и сильно загрязнена продуктами износа уже через 40–60 тыс. км.
Срок хранения жидкости
Обычно срок хранения жидкости в закупоренной канистре составляет 3–5 лет. При превышении этого времени жидкость начинает расслаиваться на фракции, но в некоторых случаях при незначительном превышении срока хранения ее можно использовать, тщательно перемешав. С открытой канистрой или бочкой ситуация иная – после соприкосновения продукта с воздухом стартует процесс окисления. Поэтому большинство производителей определяют срок хранения жидкости после открытия канистры в один год, а просроченный продукт рекомендуют выбрасывать.
Из этого параметра следуют сразу три любопытных вывода:
- жидкость, работающая при температуре порядка 80 ˚С и с доступом кислорода, не может быть вечной;
- с осторожностью следует приобретать ATF «в разлив». Неизвестно, когда откупорили канистру и сколько она уже стоит в этом магазине;
- при выборе поставщика стоит предпочесть наиболее универсальную жидкость, поскольку она гарантированно будет израсходована в течение положенного срока. Дополнительный плюс универсальности – не нужно покупать большой ассортимент и загромождать склад.
Выбор производителя
Иногда можно слышать такие высказывания: «Не важно, что заливать в «коробку», важно, как она отремонтирована». Порой используют первую попавшуюся под руку жидкость. Делают так из экономии либо не найдя подходящей. Подход опасный.
Компании – производители АКП всегда указывают допуски для своей продукции. На основании этой документации производители автомобилей формируют свои допуски.
На рынке присутствует продукция независимых брендов, а также оригинальные жидкости. Как правило, ATF выпускают многие производители моторных масел и других эксплуатационных жидкостей – Motul, Mobil, Liqui Moly, Castrol, ЛУКОЙЛ, Total, Elf, Shell, Ravenol, Idemitsu, Fuchs и т.д. Однако далеко не все они сами изготавливают продукт полностью. Они могут получать от сторонних производителей как базовые масла, так и присадки, и делают конечный продукт, смешивая различные ингредиенты. Заместитель генерального директора по развитию ООО «ЛЛК-Интернешнл» (дочернее предприятие ПАО «ЛУКОЙЛ») Максим Мыскин отмечает:
«Российские компании пока не научились производить пакеты присадок для ATF приемлемого уровня. Поэтому мы используем базовое масло собственного производства, а присадки приобретаем импортные. В результате удалось добиться отличных показателей. Низкотемпературные характеристики ATF ЛУКОЙЛ – одни из лучших на мировом рынке. Мы достигли этого за счет применения в рецептурах нашей собственной синтетической базы группы III+. Эти свойства дают эффект более плавной работы на непрогретой коробке при пониженных температурах – отсутствие вибраций и толчков. А параметры при низких температурах очень важны в климатических условиях нашей страны».
Основные различия между продуктами разных производителей:
- фрикционные свойства – совместимость жидкости с фрикционами АКП, время переключения передач зависит от ATF;
- пакеты присадок, защищающие пары трения, на поверхности трущихся элементов присадки образуют прочный слой, препятствующий повышенному износу;
- вязкость жидкости – один из самых важных параметров ATF, с ней экспериментировать нельзя. Любой уважающий себя производитель публикует технические данные жидкости, которые стоит изучить. Последние годы используют маловязкие жидкости, что связано со стремлением к уменьшению топливного аппетита автомобилей. Снижение вязкости компенсируют противоизносными и противозадирными присадками. Но это в лучшем случае! А потому стоит воздержаться от применения жидкости, вязкость которой ниже рекомендованной производителем. Иногда сомнения вызывает даже продукция с маркировкой именитого автомобильного гиганта. Специалисты видят, что при высоких температурах вязкость ATF снижается настолько, что это не может не сказываться на работе АКП. Таким образом, мы приходим к крамольной мысли – автопроизводителю доверять можно, но не всегда.
Михаил Брыкин, руководитель проекта TOTEK:
«Производители автомобилей под своим брендом выпускают моторные масла, жидкости ATF, масла для трансмиссий и т. д. Обыватель считает, что препарат под брендом любимого автопроизводителя самый лучший. Но это не всегда так. Сейчас правят бал рыночные отношения, производитель заинтересован в увеличении собственных продаж. Что делает невыгодным изготовление «вечных» машин. Учитывая это, некоторые компании делают ловкий маркетинговый ход: эксплуатационные жидкости под собственным брендом они используют как инструмент по управляемому износу, намеренно ухудшая ряд характеристик. Применительно к ATF это могут быть параметры при критических температурах: при нагревании жидкость теряет вязкость и превращается в воду. Поэтому нельзя свято верить в качество оригинальных продуктов».
Крупные производители имеют заводы в разных странах, и их расположение чаще всего связано с оптимизацией таможенных платежей и логистикой. Причем логистика вторична. Например, ЛУКОЙЛ выпускает жидкость ATF в Тюмени, а фасует в Перми. За рубежом есть собственные производственные площадки ЛУКОЙЛ в Австрии, Румынии, Финляндии и Турции. Также на условиях процессинга на сторонних заводах продукцию ЛУКОЙЛ изготавливают в Мексике и ОАЭ. В следующем году начнет работать новый завод в Казахстане.
Ноунэйм
Один из распространенных вопросов – можно ли доверять малоизвестному бренду? Если на упаковке указаны допуски и продукт сертифицирован для российского рынка, это означает, что испытания он прошел. Но важно наличие подробной информации по всем допускам и совместимости. Опасно приобретать продукцию широко распространенных брендов в мелких магазинах – встречается много подделок.
Для выбора ATF можно задействовать функцию подбора на сайте производителя: вводите параметры автомобиля и получаете список подходящих жидкостей. Однако рекомендации даются усредненные. При выборе стоит учитывать уровень износа агрегата, для которого вы ищете жидкость, и условия эксплуатации автомобиля.
Смешивание жидкостей
При замене ATF сложно полностью удалить остатки старой жидкости. При больших объемах работ лучше использовать специальное оборудование, обеспечивающее полную замену. При долгосрочных договорах на покупку ATF это оборудование можно получить от поставщика масел практически бесплатно. Например, компания Motul вместе со своей продукцией бесплатно поставляет установку по замене жидкости в АКП. Составляется договор, в соответствии с которым компания-потребитель должна за два или три года выкупить определенное количество продукции. После этого установка становится собственностью фирмы.
В процессе замены жидкости обычно расходуется больше, чем объем гидросистемы АКП, хотя набившие руку мастера умудряются минимизировать потери. Но эти потери вполне оправданны. При смешивании жидкостей разных производителей возникает вопрос совместимости пакета присадок в обеих жидкостях. Если присадки несовместимы, то они либо теряют полезные свойства, либо выступают катализаторами процесса окисления. И то и другое ухудшает свойства ATF.
Стоит ли экономить?
Бизнес по обслуживанию АКП весьма затратный с точки зрения рисков. Поэтому нет смысла использовать некачественные продукты. Иногда возникают ситуации, когда клиент приносит собственные расходные материалы и некоторые из них, например жидкость ATF, вызывает сомнение мастера. В этом случае практически всегда удается объяснить клиенту, что использовать эту жидкость нельзя. Альтернатива – ремонт без гарантии, причем в документах приемки должна быть запись о том, что жидкость залита по настоянию владельца автомобиля. Но такой случай – экзотика.
Михаил Брыкин, руководитель проекта TOTEK:
«Экономить на АКП – брать недорогую ATF в ущерб качеству – нельзя. Но всегда можно выбрать оптимальный вариант должного уровня по хорошей цене. Берите дорогое масло от малоизвестного производителя с амбициями. Удельная стоимость такого масла при высоком уровне качества всегда будет меньше, чем масло такого же уровня качества от известного бренда. Вот вам и экономия».
Итак, для долговечности трансмиссии необходимы качественные расходники. Однако это не исключает оптимизации расходов, самый доступный способ – заключение договора с одним поставщиком и получение скидки за опт либо выбор универсальной жидкости, подходящей для большинства моделей, которые обслуживает ваша СТО.
Второй важный момент – норма прибыли. Применение продукции недешевого бренда обычно означает высокую маржинальность. Клиенты с пониманием относятся к дорогим расходным материалам, особенно если мастер-приемщик доходчиво объяснит им целесообразность использования дешевых».
Дмитрий Филонов, технический руководитель проекта MotulEvo компании Motul:
Жидкости для автоматических трансмиссий компании Motul имеют мощный комплекс присадок и поэтому соответствуют большому количеству требований. Широкий диапазон применения позволяет техцентрам значительно сократить количество и объем используемых жидкостей. В результате экономятся и деньги, и площадь складских помещений. Профессионалам сервиса стоит обратить внимание на уникальное для российского рынка предложение – программу MotulEvo. Это комплексное предложение: наш партнер получает оборудование для замены масла, наши жидкости, обучение, информационное и техническое сопровождение. Обучение длится два дня – день теории и день практики. Занятия проходят в нашей лаборатории в МАДИ либо в регионах непосредственно в техцентрах. Наши партнеры пользуются постоянно обновляемой базой данных Motul, в которой содержится информация как по жидкостям, так и по автоматическим трансмиссиям. Причем при выполнении своих обязательств наши партнеры получают оборудование по замене масла в собственность.