Корейский бестселлер PowerTech A6LF2 и A6MF1
Игорь ЕмельяновДиректор "АТ-Сервис", г. Новокузнецк
Первую шестиступенчатую автоматическую трансмиссию Hyundai ее «трансмиссионный» филиал PowerTech начал производить в конце 2008 года, после четырех лет разработки. Это оригинальная конструкция – на ее различные элементы и решения было получено около 300 патентов.
Главной задачей конструкторов, помимо обычной для любой коробки передач эффективности работы, явилось обеспечение компактности агрегата для установки на переднеприводные автомобили с поперечным расположением двигателя. Поэтому в трансмиссиях семейства A6F использован гидротрансформатор уменьшенной толщины, что способствовало снижению размеров и массы по сравнению с уже выпускаемыми тогда пятиступенчатыми АКП.
Коробки передач этого семейства устанавливались на модели, рассчитанные на передачу крутящего момента от 216 (A6F22/ A6GF1) до 358 Нм (A6F36/A6LF2), и потому их можно встретить на многих автомобилях Hyundai и Kia, выпускавшихся и выпускаемых в разных странах: Avante, K3, Soul, Sonata, K5, Tucson, Kia Sportage, Kia Sorento, Hyundai Santa Fe, Grandeur, K7. Они сочетаются с бензиновыми и дизельными двигателями объемом от 1,2 до 3,8 л.
В России чаще всего встречаются A6LF2 и A6MF1 в сочетании с двухлитровым дизелем на Hyundai ix35 (код модели LM), который поставляли в нашу страну в 2010–2015 годах.
В трансмиссии три планетарных ряда, для переключения передач применяются три тормозные муфты – на рисунке они подписаны как LR (низшие передачи и задний ход, Low/Reverse), U/D (Underdrive) и 26 (2-я и 6-я передачи), два сцепления O/D (повышающая передача, Overdrive) и 35R (3-я и 5-я передачи, а также задний ход), задний ход и муфта свободного хода.
В дифференциале для большей надежности используются четыре шестерни.
Насос парахоидного типа – так его назвала компания Sumitomo Electric, запатентовавшая конструкцию. Это одна из разновидностей героторного насоса, в котором напоминающий зубчатое колесо внутренний ротор имеет зубьев меньше, чем внешний, а их оси смещены относительно друг друга. Такие насосы компактнее обычных той же производительности (Рис. 3).
Из других особенностей этого семейства после модернизации, проведенной несколько лет назад, следует отметить отсутствие масляного щупа. Сверху заливная горловина, а внизу – заглушка переливного отверстия.
В клапанной коробке восемь соленоидов: регулятор давления в линии, два соленоида переключения передач, соленоиды OD, UD, 26, 35R и муфты блокировки гидротрансформатора, шесть аккумуляторов и различные регулирующие клапаны (Рис. 5-7).
Таблица включения тормозов и сцеплений (Рис. 8).
Датчики входной и выходной скорости (Рис. 9, 10) установлены в картере коробки передач. Обновленный внутренний жгут позволяет менять отдельные компоненты, включая датчики скорости, температуры трансмиссионной жидкости и жгут соленоидов.
Переключатель диапазонов трансмиссии размещен снаружи на валу переключателя.
Обслуживание
Сетчатый масляный фильтр устанавливается непосредственно на масляный насос в сборе и недоступен без разборки трансмиссии. Крышка маслозаливной горловины и пробка контрольного переливного отверстия расположены на пластиковой боковой крышке корпуса, и при замене масла надо быть осторожнее, чтобы не повредить ее саму или резьбу (Рис. 11).
Полный объем ATF в этой трансмиссии – 6,72 л, для долива без замены достаточно 10%, примерно 0,7 л. Рекомендуется Hyundai SP-IV ATF.
При замене масла надо сменить прокладку сливного отверстия, усилия затяжки 41 Нм. Медленно добавляйте трансмиссионную жидкость через отверстие в крышке маслозаливной горловины до тех пор, пока жидкость не потечет через переливное отверстие.
Запустите двигатель на холостой ход и прогрейте его до температуры 55–60 °С. Не прогревайте при помощи стол-теста.
Переместите селектор по всему диапазону от P до D дважды, после чего оставьте его в позиции P.
Выкрутите заглушку переливного (контрольного) отверстия: если ATF вытекает, это нормально, и процедуру можно заканчивать. Если нет – долейте еще и повторите процедуру.
Установите крышку маслозаливной горловины. Удалите остатки масла из сливной пробки и области переливной пробки.
После этого желательно выполнить пробную поездку на автомобиле, чтобы убедиться в правильности работы трансмиссии.
Адаптация
Процедура адаптации (повторного обучения модуля управления трансмиссией TCM – Transmission control module) необходима после любого серьезного ремонта или замены трансмиссии или после замены или перепрограммирования модуля.
Существует два типа процедуры повторного обучения TCM, которые должны выполняться на TCM. Первый тип называется Garage Shift, или процедура стационарного переобучения. Garage Shift учит TCM обеспечивать правильный старт. Выполнение процедуры смены стационарного переобучения:
- доведите двигатель до нормальной рабочей температуры (60–90 °C);
- убедитесь, что обороты двигателя ниже 700 об/мин;
- нажмите педаль тормоза;
- переведите рычаг селектора из положения P в N и удерживайте его там не менее двух секунд, затем верните в P;
- переведите селектор из положения P в D и удерживайте его не менее двух секунд, затем верните в P.
- повторите шаги 4 и 5 не менее четырех раз.
- После этого процедура смены гаража / стационарного переобучения должна быть завершена.
- Второй тип процедуры повторного обучения TCM – процедура повторного обучения в движении, чтобы модуль освоил переключение всех ступеней. Выполнение процедуры повторного обучения привода:
- переведите рычаг переключения передач в положение D;
- разгонитесь так, чтобы в трансмиссии переключились все ступени. Поддерживайте APS в пределах 15–20% с изменением не более 3%; допустимый диапазон 10–30%;
- полностью остановите автомобиль, поставьте селектор в положение D;
- повторите шаги 2 и 3 не менее четырех раз.
Типичные проблемы этих корейских «автоматов» связаны с естественным износом и повреждениями отдельных деталей. При модернизации многие проблемы уже устранили, но на автомобилях, выпущенных до 2017 года, они могут встречаться. Остались и другие, но их, скорее всего, также вскоре устранят.
Для диагностики без разборки трансмиссия A6F имеет порты давления для каждого контура сцепления, контуры включения и выключения TCC и контуры понижения давления. Это упрощает диагностику проблем c гидравликой.