Печатное издание для профессионалов.
Обзоры, инструкции, советы и запчасти.
Трансмиссионный бизнес в России и зарубежом.

  1. Журнал АКППро
  2. Архив номеров
  3. Сентябрь 2022 (#21)
  4. Авторынок. Китай станет крупнейшим поставщиком импортных автомобилей и запчастей в РФ.

Авторынок. Китай станет крупнейшим поставщиком импортных автомобилей и запчастей в РФ.

Валерий Чусов Валерий Чусов
Главный редактор АКППро

В этом году на российском рынке особенно быстро растут продажи машин китайских марок. И это неудивительно, ведь в Китайской народной республике в 2009 году было выпущено 13,8 млн автомобилей – больше, чем в США или Японии. С тех пор Китай остается самым успешным автопроизводителем в мире. Выросший авторынок Китая

Крупнейшая национальная автомобильная промышленность стремительно развивается в XXI веке, поскольку в ее распоряжении самый большой внутренний рынок: население КНР сегодня превышает 1,4 млрд человек. И они достаточно обеспечены, чтобы приобретать около 25 млн автомобилей ежегодно.

При этом китайский внутренний рынок быстро насыщается – число автомобилей на 1000 жителей уже перевалило за 200, это видно, например, по среднему возрасту автомобилей в парке. В 2015 году в Китае был самый молодой парк в мире – чуть больше двух лет, теперь уже пять. Сейчас китайские производители наращивают экспорт.

В 2021 году Китай, экспортировавший свыше 2 млн автомобилей, по объему экспорта занял третье место после Японии (3,84 млн) и ФРГ (2,3 млн) и опередил Южную Корею (1,52 млн).

Окно возможностей.

С самыми перспективными рынками автомобилей – США и ЕС – у китайских производителей складывается «не очень». Поэтому они обязательно воспользуются «окном возможностей», открывшимся для них в России нынешней весной. В первом полугодии 2022 года продажи новых легковых автомобилей в нашей стране снизились по сравнению с тем же периодом прошлого года более чем вдвое. И это касается почти всех марок и производителей, включая отечественную Lada. Прибавили в объеме продаж только два бренда – корейский Genesis и китайский Exceed. А в числе тех, кто потерял меньше всего, несколько китайских производителей.

H-9 Golden Purple

Причины понятны: во-первых, КНР не присоединилась к санкциям против России, во-вторых, до сих пор ее продажи в нашей стране не были значительными – лишь в 2013 и 2021 годах они превысили 100 тыс., а доля рынка китайских марок до 2020 года включительно не превышала и 4%. Возникший в результате пандемии дефицит автомобилей позволил китайским производителям в 2021 году повысить свою долю почти до 7%. По итогам первого полугодия текущего года она уже превышает 10%. В июле 2022 года кроссовер Geely Coolray занял четвертое место по объему продаж в России после Lada Granta, Lada Vesta и Kia Rio. Вскоре многие китайские марки в России смогут опередить европейские и японские и станут конкурировать с корейскими и российскими брендами.

Лицом к народу.

История китайского автопрома долгое время развивалась только внутри государства. Сначала при помощи СССР было построено несколько десятков автозаводов. Но выпускали они в основном грузовые автомобили и, конечно, начинали с советских конструкций, слегка разбавленных чехословацкой Skoda.FIAT-126P China

Легковые модели в КНР разрабатывали самостоятельно, заимствуя американские и европейские конструкции. Первый серийный легковой автомобиль назвали Dongfeng («Дунфэн»), что в переводе означает «Восточный ветер». Это намек на крылатую фразу Мао Цзэдуна – «Ветер с Востока побеждает ветер с Запада». Правда, модель СА71 представляла собой комбинацию кузова французской SIMCA и двигателя Mercedes-Benz. Китайской разработкой там являлась только коробка передач, то есть этот «ветер» был скорее западным. Однако лиха беда начало, вскоре все тот же Первый автомобильный завод (это официальное название) начал выпускать роскошные лимузины и кабриолеты под маркой Hongqi («Хунцы»), что означает «Красное знамя», с облицовкой, напоминающей стальной веер. Позже ее немного модернизировали, и она напоминала решетку ГАЗ-21 третьей серии. Но такая «Волга» появилась в 1962 году, когда Hongqi уже выпускали. А там подтянулись и другие предприятия, производившие модели поскромнее, и также с заимствованием европейских и американских решений.A7 (реплика ГАЗ-21)DongFeng-C



Однако эти модели не предназначались для продажи – все они оставались государственными, и шанс проехать на автомобиле имели только чиновники и руководители, которым была положена служебная машина.

Hongqui-CA72 (1959 год)

В 1978 году в стране по инициативе Дэн Сяопина началась политика реформ и открытости. Это привело к экономическому росту и повышению благосостояния предприятий и населения. Китай начал импортировать автомобили параллельно с развитием собственного производства.

В Пекине и других крупных городах стали появляться такси. В первое время они предназначались исключительно для туристов и других гостей столицы. Первыми китайскими такси стали польские Fiat-126P, 10 тыс. таких заднемоторных машин купили в ПНР. Для служебных автомобилей они оказались маловаты, и их отправили в таксопарки. Многие китайцы захотели приобрести такие машины, несмотря на немалую цену в 5 тыс. юаней и ограничения для частных лиц, – обычно автомобили оформляли на предприятие или рабочую артель.

В 1983 году в Шанхае стартовало производство Volkswagen Santana – модификации Passat с кузовом седана. Эта модель в первую очередь отправлялась на госслужбу и в такси, но выпускалась в таких количествах, что ее считают первым шагом к массовой автомобилизации Китая. В 1986 году Audi 100 стала основой для новой модели Hongqi CA7200, на базе которой было создано несколько модификаций, в том числе с удлиненной базой. При этом продолжался и импорт как грузовых, так и легковых автомобилей, преимущественно из Японии.Volkswagen Santana China

Пусть цветут все цветы.

В 1994 году руководство страны посчитало нужным поощрять автомобилизацию, и в стране стало расти производство автомобилей, а также увеличиваться число автопроизводителей. Как некогда каждая деревня стремилась построить собственную доменную печь, теперь каждая провинция стремилась иметь своих производителей машин. Качество при этом было не самым важным. Даже копирование зарубежных образцов зачастую не помогало – квалификации местных инженеров и рабочих не хватало, чтобы воспроизвести их на должном уровне.

Впрочем, иных вариантов не было – государство обложило импорт новых машин пошлинами, достигавшими 260%, запретило импорт подержанных и организацию дочерних предприятий зарубежных производителей. Разрешалось только создание совместных предприятий, в которых у китайской компании должно быть не менее 50%. Так партия и правительство стимулировали ввоз в страну технологий для производства автомобилей и подготовку кадров.

Описание бурного развития китайского автопрома займет очень много места – в стране более сотни компаний, которые разрабатывали и выпускали десятки моделей. Только в России сегодня представлено больше десятка китайских марок, и еще примерно столько же приходили на наш рынок, но не смогли на нем закрепиться или просто ушли через какое-то время.

В девяностые годы на всех крупнейших автосалонах мира появились десятки китайских журналистов (а может, и «журналистов»), которые не только сметали все доступные пресс-киты и проспекты, но и фотографировали экспонаты со всех сторон, в том числе снизу, обмеряя их рулетками. Поначалу европейцы и американцы снисходительно улыбались, глядя на такой «промышленный шпионаж». В XXI веке им стало уже не смеха.

Постепенно китайские компании начали объединятся в крупные холдинги. Они уже могли себе позволить приобретать лицензии на двигатели и другие узлы и агрегаты и заказывать дизайн европейским дизайн-бюро. А потом стали нанимать европейцев, американцев и японцев, чтобы те привнесли свой опыт. Сегодня китайский автопром огромен и разнообразен.

Китай стремительно повторил опыт СССР, Японии и Кореи – от сборки и копирования до собственных разработок и производства. Но в силу масштабов страны и другого временного периода смог позволить себе сделать это в куда больших масштабах.

Сейчас КНР является мировым лидером по производству и продажам электромобилей. В 2021 году в стране было реализовано 3,5 млн электромобилей, это половина от общего количества электромобилей, проданных в мире. На рынке КНР присутствует более 300 моделей «машин на батарейках».

Они уже здесь.

На данный момент по общим объемам продаж с 2008 года лидеры российского рынка – марки Chery (государственная компания, которая также владеет брендами Exceed и Qoros), Haval (принадлежит Great Wall Motors наряду с еще несколькими брендами), Geely (частная компания, которой принадлежит около десятка брендов, в 2010 году приобрела Volvo Cars) и Lifan (частная компания по производству автомобилей и мотоциклов). Все они уже организовали сборку или производство автомобилей в России, а у Geely есть совместное предприятие в Белоруссии. Причем если на ранних этапах китайские компании просто предоставляли возможность сборки российским предприятиям, то теперь речь идет об инвестициях в производство. Так, Great Wall Motors инвестировала 500 млн долларов в строительство завода полного цикла по производству Haval в Тульской области. Он был запущен в 2019 году и сейчас выпускает пять моделей кроссоверов, здесь же планируется строительство завода двигателей. Перефразируя старый анекдот, можно сказать, что оптимистам в автосервисе стоит подумать об изучении китайского.Coolray

Июнь, 1931 Оружейный завод в Шэньяне изготовил первый китайский грузовик Minsheng на основе американской конструкции. Несколько предприятий в Китае и Маньчжоу-го выпускали в общей сложности до 7 тыс. автомобилей в год.


Июль, 1956 Первый автомобильный завод в Чанчуне, построенный при помощи СССР, начал серийное производство грузовика Jiefang («Освобождение»), лицензионную копию ЗИС-150


Май, 1958 Первый автомобильный завод выпустил китайский легковой автомобиль Dongfeng («Восточный ветер») модели CА71


Август, 1958 Представлен первый правительственный лимузин Hongqi («Красное знамя») CA72. В конструкции использованы многие технические решения Chrysler. Модель прекратили выпускать в 1981 году из-за чрезмерного расхода топлива.


Сентябрь, 1985 В Шанхае началось серийное производство Volkswagen Santana


1992 Производство автомобилей в КНР превысило 1 млн ед. в год


Новости.

Российский рынок в июле замедлил падение

Инфографика: Инфографика

В июле 2022 года в России было продано новых легковых автомобилей на 7% больше, чем в июне. До этого продажи снижались с февраля.

Всего за семь месяцев текущего года реализовано 387 712 легковых автомобилей – на 58,5% меньше, чем за такой же период 2021 года. Об этом сообщило агентство «Автостат». Оно использует данные по регистрации новых автомобилей, таким образом, учитываются машины, ввезенные не только официальными дилерами, но и по параллельному импорту. В июле наиболее заметно снизились продажи в премиальном и люксовом сегментах: в этом месяце было поставлено на учет 1428 таких автомобилей, почти в 10 раз меньше, чем год назад. В массовом сегменте спад также велик – примерно в четыре раза, в июле 2022 года приобретено 34 155 шт.

Такое значительное отличие эксперты «Автостата» объясняют тем, что покупатели дорогих автомобилей стремились быстрее их забрать, поэтому склады быстро опустели. Кроме того, именно такие автомобили в наибольшей степени испытали санкционные ограничения – поставки из Европы машин дороже 50 тыс. евро запрещены. Запрет действует и на запчасти для таких моделей, с чем уже столкнулись их владельцы.

В массовом сегменте представлены модели, которые не подвержены санкциям, и это резко меняет распределение рынка. Например, продажи Volkswagen и Škoda сократились почти на 90%, поскольку их производство в РФ прекращено. Регистрации новых Renault, Nissan и Toyota снизились более чем на 80%. Лидеры рынка Lada, Hyundai и Kia сократили продажи более чем на 70%.

Значительно лучше обстоят дела у китайских брендов. Девятое место в июле с продажами 1012 автомобилей заняла марка Exceed – премиальный суббренд китайской Chery. Это повышение более чем в семь раз.

Наибольший рост продаж отдельной модели, 1249%, у кроссовера Geely Atlas Pro. Конечно, это связано с эффектом низкой базы: в июле 2021 года было продано всего 43 автомобиля этой модели. Однако она вошла в двадцатку самых популярных моделей. Первые места по-прежнему занимают Lada Granta (6525 шт.), Lada Vesta (2135) и Kia Rio (1310), но на четвертом уже Geely Coolray (1219), оттеснивший Hyundai Solaris (1189), и Hyundai Creta (1165). Всего в «Топ-20» семь китайских моделей различных марок – Haval, Geely и Chery.

Инфографика продажи автомобилей в России

Регистрации легких коммерческих автомобилей за семь месяцев 2022 года – 45 031 шт., это на 43% меньше, чем за тот же период прошлого года.

Поставки средних и тяжелых грузовиков (44 324) снизились меньше, на 21%. На этом рынке также быстро растет доля китайских производителей.