Печатное издание для профессионалов.
Обзоры, инструкции, советы и запчасти.
Трансмиссионный бизнес в России и зарубежом.
Вход в личный кабинет

Автотранстех: 15 лет на подъеме

Алексей Хресин Алексей Хресин
Журналист, компания «АвтоТрансТех», Москва

2017 год, семинар в Москве

В конце девяностых годов специалистов по ремонту автоматических трансмиссий в России практически не было. Встречались энтузиасты-инженеры, умельцы-мастера, продвинутые собственники автосервисов, озадаченные новыми запросами клиентов. Информации было не найти, технической литературы – не достать, технологии ремонта – неизвестны. А машины с «автоматом» имелись, и их число по сравнению с советским периодом резко выросло. До того, как таможенные пошлины резко подскочили, «американцев» успели ввезти сюда довольно много, и они быстро приобрели популярность среди российских бизнесменов. Активно везли в Россию и японские машины, большинство которых были с автоматической трансмиссией, и европейские. Новых покупали мало, причина – слишком низкий курс рубля. Обслуживать машины у официальных дилеров могли себе позволить немногие. И если с двигателями и прочими агрегатами еще можно было разобраться по аналогии, то автоматические коробки передач в СССР были известны только тем, кто имел дело с совсем «не народными» ЗИЛами и «Чайками». Поэтому на сервисах приходилось действовать по наитию. Словом, изобретали велосипед, кто как мог.

К тому времени начинавшийся как автосалон MIMS постепенно превращался в крупнейшую в России международную выставку автосервиса. Но, как на всяком масштабном мероприятии, даже специалисту там иной раз было непросто сориентироваться и найти информацию по конкретной теме.

Стало ясно: нужны обучающие семинары, позволяющие специалистам по ремонту трансмиссий изучать различные технологии ремонта, знакомиться с новейшим оборудованием, обмениваться опытом и обсуждать накопившиеся технические вопросы.

Зарубежный опыт

Весной 2004 года Ханс де Бойер деловой партнер Вячеслава Бакалова, пригласил его на семинар трансмиссионщиков, который проходил в Англии. «Я ехал с целью найти новых поставщиков, а в итоге меня увлекла сама идея», – вспоминает Вячеслав. Его впечатлило, как много людей собирают такие мероприятия. Они обмениваются уникальной технической информацией, с получением которой в России тогда были большие проблемы – она попросту отсутствовала. Неудивительно, что ее не было на русском языке – специалистов не хватало. Но ведь и на английском найти ее было довольно сложно – Интернет только начал развиваться, а книги и каталоги на бумаге или на дисках встречались редко. Много информации получали через американскую ассоциацию ATSG (Automatic Transmission Service Group), но для этого требовалось в нее вступить и платить 300–400 долларов ежегодно. «На семинаре в марте 2004 года я впервые полностью погрузился в мир ремонта автоматических трансмиссий, – рассказывает Вячеслав. – Здесь я познакомился с представителями компаний Sussex и Hydra-Test, впервые увидел Билла Хенни, Уэйна Колонну, многих других авторитетных специалистов, которые впоследствии выступали на наших семинарах «АвтоТрансТех». Дальше было участие в семинаре в США в 2004 году, потом в Австралии и так далее – опыт приходил с годами».

2008 год. Алан Смит, тестирование плиты управления.

2008 год. Алан Смит, тестирование плиты управления.

Под впечатлением от увиденного Вячеславу захотелось немедленно сделать что-то подобное для специалистов из России и СНГ. Не откладывая в долгий ящик, они с Сергеем Архипенко (владельцем украинского трансмиссионного сервиса UTC, который также был на семинаре в Англии) договорились организовать нечто подобное почти сразу же, в мае 2004 года в Киеве. Народу тогда пришло немного, человек десять, но главное – начало было положено. 

Формируя формат

Первый семинар «Устройство, ремонт и диагностика автоматических трансмиссий» состоялся в августе 2005 года на территории Центра международной торговли в Москве. Он был организован в рамках выставки IX Московского автосалона MIMS, которая как раз переживала трансформацию в выставку запчастей, комплектующих и оборудования для ремонта. Организаторами семинара выступили российская компания TransParts и британская HELC Group. Первыми участниками семинара, которых набралось 34 человека, стали специалисты из разных городов России, Беларуси и Украины. Почти все они вскоре стали экспертами трансмиссионной отрасли и постоянными участниками семинаров «АвтоТрансТех». Перед ними выступили лекторы, среди которых были Хольгер Фрауштайн (Newco Autoline), Билл Хенни (HELC Group) и Алан Гэд (Sussex Auto Parts). Все доклады сопровождались синхронным переводом.

Первая команда АвтоТрансТеха в 2005 году.

Первая команда АвтоТрансТеха в 2005 году.

По итогам мероприятия стало ясно, что семинар будет востребован специалистами. Но выявились и недостатки: одного дня недостаточно для полноценного общения, к тому же нужна не только теория, но и практика; семинар должен стать регулярным, и не стоит вписывать его в программу большой выставки.

Второй семинар был организован через год в Центре международного сотрудничества «Олимпиец», расположенном в живописнейшем месте Подмосковья. Он был разбит на две части. В первый день состоялись выступления лекторов, во второй день – практические занятия на территории автосервиса компании «ТАХО Трансмишн». Его глава Олег Ратников также выступил с докладом, что сработало на престиж семинара, так как в то время «Тахо Трансмишн» считалась одной из самых авторитетных компаний в отрасли. Кроме того, на этом семинаре впервые появилась возможность приобрести техническую литературу, справочники и руководства по ремонту как в бумажном, так и в электронном виде. Программа семинара была дополнена бизнес-пати, что позднее стало традиционным (эффективное средство сближения участников и организаторов). Начиная с 2006 года всем участникам стали вручать сертификаты.

2008 год. Вторая выставка запчастей.

2008 год. Вторая выставка запчастей.

Таким образом, сложился формат семинаров – удобное и привлекательное место, позволяющее совмещать работу и отдых, наличие в числе лекторов как зарубежных, так и российских специалистов, сочетание докладов с практическими занятиями, представление новых продуктов и решений.

В 2007 году был запущен портал autotranstech.ru, с помощью которого можно не только узнать детали мероприятий, но и записаться на них. Впервые в рамках семинара была организована выставка запчастей и оборудования.

2005. Holger Fraushtein

2005. Holger Fraushtein

Десять лет назад, в 2009 году, «АвтоТрансТех» впервые провел собственную выставку «Территория АКПП» в рамках MIMS. Формат оказался востребованным – такая выставка нужна для того, чтобы профильные специалисты на одном, достаточно компактно сформированном пространстве могли увидеть новые продукты на рынке, а если понадобится, и купить их. Также здесь можно пообщаться с поставщиками запчастей и инструментов, рассказать о своих проблемах и нуждах – что требуется, а что не слишком. Ведь для всех участников рынка, с какой бы стороны прилавка они ни находились, важно, чтобы поставщики и производители получали обратную связь от клиента.

Расширяя географию

С 2015 года частота семинаров увеличилась: к московскому в августе добавились еще и весенний – как правило, в апреле, а также осенний, который проходит в конце ноября – начале декабря. И если осенний семинар проводится в каком-то из российских городов, то весенний переместился за пределы Российской Федерации.
2015 год. Иностранные партнеры.

2015 год. Иностранные партнеры.

Региональные семинары организуются в самых красивых местах России и мира, чтобы совместить обучение и общение с коллегами со знакомством с местными достопримечательностями, то есть принести пользу и доставить удовольствие.

Семинары уже побывали в Казани и Минске, Сочи и Санкт-Петербурге, Ялте, Кишиневе, Кавказских Минеральных Водах, Астане и Белгороде. Нынешней весной семинар прошел в самом центре Европы – столице Чехии Праге. Выбор места для проведения семинаров зависит от пожеланий участников.

В ближайшем будущем гостей ждут Екатеринбург и Баку.

«Зарубежные семинары крайне полезны с точки зрения знакомства с внешним рынком, важно посмотреть, как организована работа у коллег в других странах, что и как они используют для ремонта, какие технологии или решения, как осуществляется контроль качества, кто какие применяет приборы и инструменты, ведь они у всех разные. Это одинаково интересно и иностранцам, приезжающим на семинары в Россию, и нашим соотечественникам», – объясняет директор «АвтоТрансТех» Ирина Бакалова.

Кроме того, зарубежные семинары «АвтоТрансТех» дают возможность организовывать посещения профильных предприятий на месте проведения, что тоже стало традицией.

Весной этого года, во время семинара в Праге, помимо визита в местный автосервис Suvik была организована поездка на завод компании LuK Schaeffler в Германии. «Это настолько понравилось участникам, что в ближайшем будущем мы планируем организовать отдельную поездку на аналогичные предприятия в США, – рассказывает Ирина. – Есть еще один момент – выездные семинары позволяют участникам приезжать с семьей, чтобы люди могли заодно отдохнуть, ведь появляется редкая возможность побывать там, куда ты так просто не собрался бы. Совместив в одном событии не только техническую, но и культурную составляющую, мы на несколько лет опередили появление такого модного сейчас явления, как Bleisure*».

С 2007 года на семинарах можно было получить информацию о новых моделях трансмиссий раньше, чем она появлялась на европейских и американских семинарах. «Даже специально договаривались с такими мэтрами, как Билл Хенни и Уэйн Колонна (ATSG), чтобы доклады по новинкам они читали сначала у нас», – вспоминает Вячеслав Бакалов. Так, об AW50-55E слушатели «АвтоТрансТех» узнали раньше европейских коллег, доклад о DSG250 был прочитан на семинаре в 2007 году, о 722.9 – в 2008-м, про вариатор JF016/017 рассказывали в 2011 году, а о JF011 Уэйн Колонна рассказывал в Москве до того, как его книга вышла в США. Российские лекторы тоже не отстают, особенно следует отметить выступления представителей казанской «Агрегатки». «Без лишней скромности могу сказать, что именно на семинарах «АвтоТрансТех» были первые доклады по таким моделям трансмиссий, как Mercedes Benz 724.0 (7G-DCT), General Motors 6Т40, Jatco GF414, SsangYong BTR DSI-6 M11, а также по вариаторам Jatco JF016E и JF017E», – с гордостью говорит Вячеслав. Со временем это стало визитной карточкой семинаров, благодаря чему «АвтоТрансТех» приобрел имя в мире трансмиссионщиков – о семинаре начали писать такие известные профильные журналы, как Gears Magazine, Rematec News, Transmission Digest, World Reman и другие. С американской ATRA российские семинары пока еще не могут конкурировать, но мы уверенно движемся в нужном направлении», – рассказывает Вячеслав.

Презентация журнала АКППро в 2016 году.

Презентация журнала АКППро в 2016 году.

Число участников растет

Если 15 лет назад первый семинар принял 34 участника, то сегодня количество гостей мероприятий «АвтоТрансТех» в среднем составляет 200 человек, а общее число людей, принимавших участие в семинарах хотя бы раз, превышает 700. Среди них граждане 26 стран. Несколько человек не пропустили ни одного семинара, и довольно много таких, кто был на 13–14 семинарах. В ближайшей перспективе число участников семинаров «АвтоТрансТех» должно достигнуть 300–400 человек, что не так мало по мировым меркам: аналогичные мероприятия в Мексике насчитывают 1000–1200 участников, в Австралии – 600–800, а в Америке, которая является родоначальником такого формата, главный слет в ноябре каждого года собирает более полутысячи участников.

Люди «над схваткой»

В ближайшее время «АвтоТрансТех» планирует осваивать новые форматы проведения мероприятий, в том числе роад-шоу и вебинары. Но здесь есть одна загвоздка – на Западе такого плана вебинары проводят независимые ресерчеры, которые в России пока отсутствуют как класс. «Хочется надеяться, что подобные специалисты, стоящие как бы над схваткой, появятся в нашей стране с возникновением Ассоциации, над созданием которой мы работаем уже несколько лет», – размышляет Вячеслав. Ассоциация должна объединить российские предприятия трансмиссионной отрасли для обеспечения общей юридической, технической и рекламной поддержки. Но главная ее задача – составление общих требований, которые сформируют цивилизованный рынок и наладят правильные взаимоотношения между компаниями. С учетом того, что в России впервые налаживается производство автоматических трансмиссий собственной конструкции, а также планируется создание нескольких достаточно крупных предприятий по восстановлению АКП с технологией потокового ремонта, возрастает необходимость в организации, которая аккумулирует не только техническую информацию, но и накопленный годами опыт.

Кроме того, с учетом продолжающегося спада на рынке ремонта трансмиссий, который, даже по оптимистичным прогнозам, по итогам года только усилится, консолидация участников рынка в виде Ассоциации поможет пережить непростые времена путем оптимизации расходов. Эту мысль мы пытаемся донести до всех участников рынка в том числе и через журнал «АКППро». Можно сказать, что журнал готовит почву для создания Ассоциации и служит ее рупором. 

«Я уверен, Ассоциация обязательно появится в самое ближайшее время, ведь главный итог последних 15 лет – не сам факт проведения семинаров, выставок и издание журнала. Все это лишь инструменты для достижения главной цели – научить людей общаться, доверять, помогать друг другу и делиться накопленным опытом», – подводит итог 15-летней работы Вячеслав.

Почему 15-й?

Всего за 15 лет работы было проведено 24 семинара «АвтоТрансТех» в 11 городах, включая Москву.

Первые десять семинаров организовывались один раз в год в Москве. В 2015 году состоялось целых четыре семинара, поэтому возник вопрос с именованием. «Мы решили оставить нумерацию только для московских, а остальные называть по месту проведения – например, казанский, крымский, питерский… – объясняет Ирина Бакалова. – Возможно, если мы решим повторно приехать в тот город, где уже проводили семинар, появятся второй минский или второй пражский».