Печатное издание для профессионалов.
Обзоры, инструкции, советы и запчасти.
Трансмиссионный бизнес в России и зарубежом.
Вход в личный кабинет

«Москвич» с «автоматом» ZF


В СССР было много перспективных разработок. Одни остались на бумаге, другие удалось реализовать, часть даже подверглась ресурсным испытаниям, и только малая доля дошла до производства. В области автоматических трансмиссий НАМИ разрабатывал 3-ступенчатый вальный «автомат» для «Москвича» (середина 1970-х), затем 3-ступенчатый планетарный «автомат» для ВАЗ-2103 (конец 1970-х), 4-ступенчатый «автомат» для ВАЗ-2108 (1980-е), 5-ступенчатую трансмиссию для полноприводной «Волги» ГАЗ-3105 (середина 1980-х – начало 90-х). Это лишь те коробки, которые были изготовлены малой партией, установлены на автомобили и прошли испытания на дорогах общего пользования. Сколько их осталось на ватмане или стенде – предмет отдельного разговора. Так что разработка АЗЛК – это всего лишь очередной проект с неизвестным ресурсом и иными эксплуатационными свойствами.

Проект «Москвича-2141» с автоматической трансмиссией был реализован в металле на рубеже веков столичной компанией «Центр автоматических трансмиссий» (ЦАТ). Руководство АЗЛК через академика М.А. Матвеенко, ректора МАИ, на территории которого по сей день размещается ЦАТ, обратилось к компании с предложением установить на автомобиль импортный «автомат». Техническое задание оговаривало, что в ближайшее время на машине появится V-образный мотор большого литража собственного производства, на агрегатирование с которым и следовало ориентироваться. Однако в качестве макетного образца был выдан обычный «Москвич-2141» с мотором УЗАМ объемом 1,7 л.

Переднеприводная компоновка автомобиля с продольно установленным двигателем сводила выбор лишь к двум вариантам – 3-ступенчатой АКП модели 087 от Audi либо коробке ZF 42LE от Eagle (Chrysler) Vision. Коробка от Audi компоновалась лучше, но поскольку думали и работали на перспективу, то поставили более новую 4-ступенчатую от Chrysler. Двигатель пришлось сдвигать вперед, изготавливать переходную пластину и оригинальный маховик, а заодно переделывать гидротрансформатор под крутящий момент малолитражного мотора. Также пришлось расширить трансмиссионный туннель, вследствие чего автомобиль лишился «печки». Это было временное решение, ведь машина делалась как ходовой макет, созданный для отработки компоновочных решений, и эксплуатировать зимой ее никто не планировал.

К сожалению, на этом проект и завершился, так как руководство АЗЛК не оплатило даже работы по созданию макетного образца, что уж говорить о производстве такой модификации.