Гидроблок АКП: поставить диагноз
Александр ЖихаревЖурналист. г. Москва
Гидроблок, он же Valve Body, он же клапанная плита, он же гидравлический блок управления или попросту «мозги» – это один из самых сложных узлов в автоматической коробке передач. В нем электрические сигналы, поступающие от электронного блока управления АКП, преобразуются в гидравлические, то есть в потоки рабочей жидкости, подаваемые под определенным давлением к исполнительным механизмам коробки. Многочисленные каналы внутри гидроблока действительно напоминают мозг – не случайно компания SONNAX использует такую аналогию в своей рекламе.
Обнаружить в нем неисправность или проконтролировать результат ремонта бывает довольно сложно. Упростить проверку гидроблока и сократить затраты времени на нее помогает специальный диагностический стенд, известный в кругах мастеров по ремонту АКП как Valve Body Tester или Valve Body Test Machine. Если продолжить аналогию с мозгом, то такая тест-машина необходима, чтобы сделать энцефалограмму, на основании которой «доктор» поставит диагноз и назначит лечебные процедуры.
Про извилины
Гидроблок представляет собой металлическую плиту с множеством извилистых каналов, в которых установлены электромагнитные клапаны, в обиходе называемые просто соленоиды и датчики давления, а также втулки, бушинги и шарики. По командам управляющего модуля соленоиды открывают или перекрывают путь трансмиссионной жидкости по каналам, ведущим к исполнительным элементам коробки. Давление жидкости сжимает пакеты фрикционов, блокирующие те или иные шестерни в планетарных рядах, благодаря чему и происходит переключение передач. Если же какой-либо соленоид (или несколько) заклинивает из-за загрязнения или клапан начинает «травить давление» через зазор между плунжером и цилиндром вследствие износа их трущихся поверхностей, правильная работа АКП нарушается, появляются толчки, удары или задержки при переключении передач. Для решения проблемы потребуется снять и разобрать гидроблок, почистить каналы, а затем проверить работоспособность соленоидов. Если неисправности остались, гидроблок придется ремонтировать или менять целиком.
В большинстве случаев дело обходится ремонтом – например, разверткой посадочных отверстий с последующей заменой плунжеров на новые (ремонтного размера). Игнорирование же проблем в гидроблоке может привести к необходимости капитального ремонта или восстановления всей коробки. Именно поэтому при обслуживании и ремонте АКП так высока роль правильной диагностики. А провести ее быстро и качественно, особенно на современных многоступенчатых «автоматах» с электронным управлением и большим количеством соленоидов, помогают тест-машины для гидроблоков. Диагностический стенд упрощает процедуру поиска неисправностей, сокращает требующееся для этого время и позволяет установить точные причины неполадок в работе АКП. Причем, один раз сняв гидроблок и проверив его на стенде, можно установить причины неполадок в его работе, устранить их, и, не устанавливая плиту обратно на автомобиль, еще раз убедиться в исправности.
Как же работает такой стенд?
Рабочая жидкость – ATF – нагревается до рабочей температуры (аналогичной температуре в АКП) и насосом подается к специальному адаптеру – переходной плите, к которой крепится тестируемый гидроблок. Через плиту жидкость поступает в сам гидроблок, а затем возвращается в резервуар. Контроллер подает электрические импульсы на соленоиды в соответствии с выбранной программой испытаний – сценарием теста, разработанным под конкретную испытуемую модель. В процессе работы соленоидов датчики определяют давление жидкости в каналах гидроблока и передают эти данные в контроллер. Контроллер связан с установленным на стенде компьютером, который обрабатывает полученную информацию и строит индивидуальные графики для каждого канала. Их можно сравнить с результатами эталонных тестов, проведенных на новых рабочих гидроблоках.
На основании графиков и таблиц с данными и делаются выводы о наличии либо отсутствии неисправностей и их конкретной локализации. В некоторых стендах вместо графиков, которые еще надо уметь интерпретировать и сравнивать с эталонными, оператор установки получает готовый отчет о состоянии гидроблока.
Что выбрать?
На российском рынке представлены стенды для диагностики гидроблоков американского, английского, китайского и белорусского производства. Действуют они все примерно одинаково – имитируют условия работы гидроблока, как если бы он находился в составе АКП, и осуществляют проверку его характеристик в различных режимах, обеспечивающих выявление проблем. Различий между диагностическими стендами тоже в достатке. На них и остановимся поподробнее.
Под маркой Hydra-Test предлагает свое оборудования для диагностики гидравлических блоков и соленоидов компания Cottingham Engineering – лидер в этой сфере в Великобритании. Эти диагностические стенды позволяют пользователям проводить тесты гидроблоков при различных скоростях и показателях давления, моделируя работу трансмиссии автомобиля. После прогона одного из тестовых сценариев система на выходе выдает график, который сравнивается с графиком, снятым с нового оригинального гидроблока той же модели. Для тестовых стендов разработана 81 модель переходных плит (адаптеров) для подключения гидроблоков от широкого ряда АКП разных производителей.
Американское оборудование SuperFlow считается одним из самых совершенных для тестирования гидроблоков. В частности, модель Axiline VBT 8000 способна проводить диагностику гидроблоков от 120 различных автоматических коробок – именно столько переходных плит сейчас предлагает производитель своим клиентам. Также на стенде можно тестировать отдельные соленоиды. Однако этот тестер может оказаться довольно сложным в освоении.
Еще один американский производитель – Mustang Advanced Engineering предлагает диагностические стенды с чрезвычайно широким потенциалом настройки тестовых сценариев и возможностью применения переходных плит других производителей. Программное обеспечение стендов включает пакеты для сбора обширных данных, которые в дальнейшем можно использовать в качестве собственной статистической базы. Но это предполагает высокую квалификацию персонала.
Белорусская фирма KINERGO предлагает стенды для диагностики гидроблоков, по функционалу во многом напоминающие британские Hydra-Test. Отсюда и достаточно высокие требования к квалификации мастеров. К плюсам можно отнести отсутствие языкового барьера как при заказе оборудования, так и (что более важно) при обращении за технической поддержкой. Минус – ограниченный набор переходных плит, всего 38 моделей. Правда, для всех наиболее актуальных для нашего рынка АКП адаптеры имеются.
Китайская компания RayTech предлагает собственные решения для тестирования гидроблоков. Отличительная особенность китайских стендов – высокая степень автоматизации. Они имеют программу управления, которая выполняет сложные тесты всего за несколько минут. Система анализирует все характеристики гидроблока, сравнивает эту информацию с эталонными данными для блоков проверяемой модели и формирует отчет, где указаны все отклонения. И потому здесь не требуется высокой квалификации или длительного обучения для работы. Правда, китайцы пока не могут похвастать столь же широким ассортиментом переходников, как у западных производителей: на сегодняшний день предлагается 53 модели переходных плит.
Выбор того или иного оборудования зависит от многих факторов – наиболее распространенных в регионе работы СТО трансмиссий, квалификации персонала и необходимой точности. Ну и, конечно, цены. Мы собрали комментарии у тех, кто уже использует тестеры разных производителей, и поговорили с самими производителями.
Марка | Страна | Модель | Цена, валюта | Кол-во переходных пластин | Уровень оператора |
Hydra-Test | Великобритания | HT-VBT | по запросу | 81 | продвинутый |
SuperFlow | США | Axiline VBT 8000 | от $40 000 | 120 | продвинутый |
Mustang | США | MAE-VBT | от $45 000 | 35 | продвинутый |
Ray Tech | КНР | VT-ATTCS-001 | от $25 150 | 53 | минимальный |
KINERGO | Беларусь | VBTM-K | по запросу | 38 | продвинутый |
Dexin | КНР |
| по запросу | 36 | продвинутый |
Отзывы пользователей
Владислав Конюшевский, Георгиевск, Россия:
Перед приобретением стенда рассматривали три варианта: американский тестер, два китайских и белорусский KINERGO. Американское оборудование отпугнуло высокой ценой и значительными сроками поставки. Поэтому в итоге я выбирал между китайским и белорусским. Оборудование KINERGO заинтересовало, но в результате у нас получились чересчур длинные переговоры. Мы переписывались в течение полугода и так и не договорились.
Стенд из Поднебесной привлек широким функционалом и простотой в работе. Нет излишних наворотов: выбрал плиту, нажал кнопку – и, как говорится, «процесс пошел». Стенд автоматически настраивает все необходимые параметры, и в этом я вижу большой плюс. На мой взгляд, в KINERGO сделали слишком заумный интерфейс: нужно где-то брать мастер-графики и как-то их прописывать. Сложность в работе с этим оборудованием отпугивает. Не понравилось и отсутствие у KINERGO автоматического включения селектора мануального клапана. К нам часто приезжают люди и говорят: «У меня пинается задняя передача». В гидроблоке при включении задней передачи работает две муфты. На китайском стенде я вижу информацию по обеим – как включаются, какая из них запаздывает или опережает. На белорусском – информацию вытащить сложно.
Китайский стенд анализирует оговоренные заводом-изготовителем параметры. Если АКП попадает в положенный диапазон, значит, все в норме. Если же выходит за положенные параметры, то налицо неисправность, с которой мы разбираемся. Показания китайского стенда можно увидеть сразу в цвете или получить данные в печатном виде. На замену плиты на китайском стенде уходит секунд 30 – открутить всего три барашка, на KINERGO потребуется гораздо больше времени, поскольку нужно переподключить шланги.
Практика показала, что обычный сотрудник автосервиса обучается работе с китайским стендом за 15 минут. Это важно для техцентра – нет зависимости от единственного специалиста. Наверняка вы сталкивались в своей практике с таким случаем, когда вы приезжаете на диагностику, а вам говорят: «Это может проверить только Сан Саныч, но его нет, будет через пару дней». У нас клиентам ждать не приходится.
Я отказался от американского оборудования из-за высокой стоимости, но все же цена не является основным показателем. Рекомендую коллегам при выборе стенда ориентироваться прежде всего на функционал и удобство в работе. Как я уже говорил выше, решающим фактором при покупке китайского стенда стал понятный алгоритм работы: нажми на кнопку – получишь результат. Использую его уже четыре года и не жалею о своем выборе.
Максим Усков, Астана, Казахстан:
Пять лет назад я купил у белорусов оборудование KINERGO для ремонта гидротрансформаторов. Это первое такое оборудование в Астане и во всем Северном Казахстане. Потом приобрел у китайцев оборудование по проверке гидроблоков. С ним проще, чем с KINERGO. На этом оборудовании все просто и понятно, а чтобы работать на Hydra-Test или KINERGO, надо инженером быть. А так я обучил двух мастеров, и они прекрасно управляются с китайским стендом.
Александр Доренский, Москва, Россия:
Мы работаем со стендом белорусского производства KINERGO. Есть американское оборудование, но на момент приобретения стенда цена у него была в три раза выше, чем у KINERGO.
На мой взгляд, в плане программного обеспечения белорусы сейчас опередили всех конкурентов. У нас был британский Hydra-Test, но у него более низкие температуры масла – 90 градусов. Стенд KINERGO сейчас тестирует при температуре выше 110 ⁰С, близко к максимальной рабочей температуре трансмиссии.
Наши сотрудники ездили в Беларусь и смотрели, как работают на стенде KINERGO. Особых сложностей с обучением не возникло. Есть литература, к тому же у нас трудятся технически грамотные люди с высшим, а некоторые и с двумя высшими образованиями.
Вот почему мне нравится белорусское оборудование:
- хорошая цена;
- функционал, позволяющий провести полное тестирование гидроблоков и электромагнитных клапанов;
- если возникает поломка или нужно выяснить нюансы в использовании, мы быстро получаем полную информацию и помощь;
- быстрая доставка по сравнению с британским оборудованием, просто оплатить товар, нет языкового барьера. Любые, даже самые сложные вопросы решаются за 2–3 дня.
Дмитрий Рабизо, Украина:
Мы использует оборудование китайского производства Dexin, которое позволяет полноценно тестировать АКП. Ясный и понятный алгоритм работы, вполне приемлемая цена, широкий спектр моделей АКП. У нас трудятся квалифицированные специалисты, поэтому трудностей в использовании оборудования не возникло. Впрочем, наша область работы предусматривает техническую грамотность сотрудников.
Как выбирать тестер гидроблока
Эдгар Небылица, Hydra-Test, Великобритания
Установки тестирования гидроблоков отличаются по следующим параметрам.
– Точность данных. Она зависит от частоты сбора данных и наличия функции интерполяции для управления соленоидами. Это позволяет управлять соленоидами за выбранный период времени именно так, как они работали бы в гидроблоке на автомобиле.
– Время одного теста, которое зависит от наличия быстроразъемных соединений шлангов, уровня аппаратного и программного обеспечения и алгоритмов тестирования.
– Уровень сложности для оператора. Для эффективности работы необходим углубленный обучающий курс, а также доступ к обучающим видео и текстовым руководствам.
– Простота обнаружения ошибки в гидроблоке через анализ полученных данных. Иными словами, это юзабилити программной оболочки. С новейшей машиной Hydra-Test HT-VBT Deluxe работа становится все более и более интуитивной.
– Качество комплектующих.
– Качество сборки.
– Техническая поддержка: языки, скорость реакции производителя на проблему, перечень материалов для самостоятельного устранения проблемы, так называемый Trouble shooting guide.
– Количество доступных переходных плит. Например, Hydra-Test поддерживает около 100 различных АКП. Новейшие дополнения – 0B5 и 0BH.
– Постоянное развитие и усовершенствование технологии производителя.
Перспективы развития HYDRA-TEST
Компания Hydra-Test в настоящее время тестирует новый контроллер HTC-S. Коммерческий запуск контроллера намечен на сентябрь.
При создании HTC-S использовался модульный принцип построения, что позволяет гибко формировать конфигурацию контроллера, наиболее подходящую для решения конкретных задач. Встроенная диагностика помогает быстро находить неисправности оборудования, а модульная конструкция ускоряет ремонт – надо просто заменить неисправный компонент.
Сейчас HTC-S применим для управления:
– стенда проверки гидроблоков;
– стенда проверки соленоидов;
– динамометрического стенда испытаний трансмиссии после сборки;
– стенда сварки гидротрансформаторов.
Программная оболочка для всех вышеперечисленных установок отличается и адаптирована под задачи стендов.
На данный момент Hydra-Test работает над технологией управления гидроблоками с мехатрониками через КАН-шину (CAN BUS).
Разнообразие интерфейсов взаимодействия с пользователем (Ethernet, RS422, CAN) обеспечивает простоту интегрирования HTC-S в существующую систему и стендовое оборудование пользователя, используя согласованный протокол взаимодействия. При этом штатное программное обеспечение реализует все функции HTC-S и осуществляет самую гибкую настройку контроллера. Также Hydra-Test способен оперативно разработать модуль расширения HTC-S под конкретного заказчика. В результате появляется возможность решить специфическую задачу пользователя или обработать данные с различных нестандартных датчиков.
Интервью
Александр Шатьков, KINERGO, Беларусь
– На что вы ориентировались при создании своей установки по тестированию АКП?
Перед созданием любого оборудования или отдельной детали мы проводим маркетинговый анализ рынка. Не всегда это полноценные исследования, иногда приходится полагаться на интуицию. Цель – определить востребованность продукта и емкость рынка. Естественно, при этом мы основываемся на наши конструкторско-технологические возможности. Изучаем положительные и отрицательные стороны конкурентов, чтобы создать более качественный продукт и при этом стараемся заложить в него возможности для модернизации и дальнейшего развития линейки. Отмечу, что мы обслуживаем все установки и станки, которые когда-либо производили. Успел даже сформироваться вторичный рынок.
– Велика ли конкуренция на рынке такого оборудования?
Конкуренцию на рынке мы ощущаем, но не боимся. Более того, считаем ее наличие положительным явлением для отрасли в целом, она мотивирует нас к развитию, улучшению существующих изделий и выводу на рынок новых продуктов.
– Какие проблемы могут возникнуть с диагностическим оборудованием?
Проблемы могут быть разного характера, начиная от низкого качества изготовления и ограниченной функциональности, до, чего греха таить, недостаточного уровня знаний самого пользователя. Одна и та же установка в разных руках дает различные результаты – за счет квалификации пользователя. Иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда клиент изначально не понимал, для чего он приобретал изделие и как оно работает. Не у всех производителей можно получить реальные данные точности, принципов измерений, и не всегда из-за языкового барьера, многие просто не раскрывают информацию полностью, чтобы не показать слабые стороны. Нельзя не коснуться обратной связи с производителем, как она организована. Некоторые работают только через дилеров или представителей (не всегда квалифицированных в техническом плане), при этом часто возникают сложности или вовсе отсутствует возможность выполнять обновление и ремонт в случае поломок.
– Что посоветуете потребителям, которые выбирают тестер для гидроблока?
Не стоит выбирать изделие по обобщенным признакам – страна, наименование и назначение, надо разбираться детально.
Например, большинство легковых автомобилей имеют схожую конструкцию, одинаковые функции. Но отличий и нюансов множество. Вот их и необходимо анализировать. Нужно четко сознавать, что покупаешь и для чего, как это можно использовать в своей модели бизнеса.
Стоимость не должна быть определяющей, хотя она, безусловно, имеет не последнее значение. Нередко приходится слышать такие упрощения, как «плохо меряет», «не видит неисправность», «а у американцев так», и т. п. Это очень субъективные оценки, которые не несут практической пользы. Надо понимать, что любая установка, стенд или станок – это не чудо-машинка, в которую кладешь изделие, а на выходе вываливаются деньги, это средство, позволяющее проводить или улучшать некий процесс, являющийся одной из составляющих вашего бизнеса. Рекомендую посещать семинары, общаться с участниками рынка, советоваться с коллегами, развиваться в техническом плане.