Печатное издание для профессионалов.
Обзоры, инструкции, советы и запчасти.
Трансмиссионный бизнес в России и зарубежом.
Вход в личный кабинет

Наш человек в Праге (СТО Suvik)

Алексей Хресин Алексей Хресин
Журналист, компания «АвтоТрансТех», Москва

Компания Suvik (Прага, Чехия)

Андрею есть с чем сравнивать – он стал заниматься ремонтом АКП в России, а 12 лет назад переехал жить в Чехию, где организовал аналогичный бизнес.

Трудовая биография Андрея выстраивалась вполне типично для человека, чья юность пришлась на 80-е годы прошлого века. Сначала по направлению от Балтийского судостроительного завода он учился на судового электрика. Бросил, пошел в автотехнический техникум, который окончил в 1989 году. Так как уже вовсю гремела перестройка и веяли ветры перемен, удалось избежать обязательной отработки по распределению. Для получения профессиональных водительских прав, что тогда можно было сделать только в ДОСААФ по направлению от предприятия, устроился на почту, где после отработал водителем 1,5 года.

В собственном гараже

Конец 1991-го –1992 год можно считать началом деятельности по полученной специальности «слесарь-авторемонтник». «Первое время это были сервисы «бандитского Петербурга», ну, вы помните те времена, где приходилось работать посменно, – вспоминает Андрей. – Позже удалось организовать собственную автомастерскую, которая размещалась в моем личном гараже, благо повезло построить его достаточно просторным». По мере увеличения количества клиентов места даже в большом гараже стало не хватать, поэтому был куплен еще один соседний гараж, потом второй, третий. Со временем автосервис превратился в отдельно стоящее здание площадью около 400 кв. м и потолком высотой 5 м. «Грузовики, правда, мы не ремонтировали, зато частенько делали фургончики вроде Ford Transit, которые в отсутствие отечественных аналогов широким потоком везли к нам из-за границы, – рассказывает Сувязов. – Мы тоже занимались не только ремонтом, но и перепродажей машин, что давало половину или даже чуть больше прибыли. Что-то сами пригоняли из Финляндии, что-то привозили моряки из Германии. Автомобили доводили до ума на нашем сервисе и затем продавали на авторынке. Кстати, именно перепродажа машин позволила нам достаточно легко пережить кризис 1998 года, хотя ситуация тогда была тяжелая, сами помните. А так наш сервис занимался всеми видами работ – от шиномонтажа и слесарки до жестянки и малярки, хотя нас было всего пять человек, без начальников и подчиненных, все были компаньоны-единомышленники и работали на равных. Просуществовал сервис где-то до 2005 года, тогда люди как-то начали расходиться, каждый по своим интересам».

По воспоминаниям Андрея, до начала 2000-х машины с автоматической коробкой в Санкт-Петербурге встречались не часто, в основном это были модели американского или японского производства. Но уже в середине 1990-х в городе работала пара

автосервисов, занимавшихся ремонтом АКП, один из них на Софийском проспекте, куда даже несколько раз он отвозил коробки с клиентских машин. «Европейские машины с «автоматом», а мы занимались главным образом немецкими автомобилями, специализируясь на продукции компаний BMW и Mercedes-Benz, получили в Питере более-менее широкое распространение лишь в начале 2000-х годов. Поначалу клиенты обращались к нам для замены масла в АКП, потом и с другими проблемами, – говорит Андрей. – Первую коробку, а это была модель 722.6, которая тогда нередко встречалась на Mercedes-Benz W210, мы просто купили, разобрали и стали изучать. Смотрели, что и как в ней устроено, нашли какую-то литературу по ее ремонту, потом начали искать, кто занимается поставкой необходимых запчастей. Меня это дело заинтересовало, но тогда просто не хватало объема работ, чтобы сделать его одним из направлений. Основная моя деятельность по ремонту АКП началась после того, как я переехал в Европу в 2007 году». 

Незадолго до этого Андрею поступило предложение о работе из Чехии. Хотя дела и в России шли неплохо, они с супругой подумали и решили попробовать.

Начинал в Mercedes-Benz

Предстояло трудиться механиком с уклоном именно на ремонт АКП, а работодателем выступал Mercedes-Benz Centrum – крупный неавторизованный сервис, который когда-то отделился от техцентра официального дилера марки. 

В этой компании Андрей Сувязов проработал три года, занимаясь параллельно оформлением вида на ПМЖ. Одним из самых простых способов было открыть свой бизнес, вложив в него минимум 200 тыс. чешских крон, то есть около 20 тыс. евро. Работая на Mercedes-Benz Centrum, Андрей изучал местную специфику, обрастал связями, знакомился с поставщиками запасных частей, но его собственная фирма все это время существовала лишь на бумаге. Однако нельзя до бесконечности сдавать нулевые годовые балансы, компанию могли просто ликвидировать, поэтому в 2010 году было принято решение уволиться и вплотную заняться развитием собственного бизнеса. Отпускать Андрея не хотели, пришлось на некоторое время остаться в статусе «приходящего механика» – его вызывали на фирму, когда возникала необходимость. Впрочем, хорошие отношения с работодателем оказались очень кстати – что-то из первых заказов приходилось делать там, ведь для своей фирмы надо было еще найти помещение, купить оборудование, набрать людей... 

Строго официально

Если двигаться официальным путем, то процедура открытия автосервиса в Чехии и России примерно одинакова. Разница в том, что «там» принципиально исключена возможность сделать что-то в обход установленных правил, как любят у нас говорить, «порешать». Все должно быть только так, как должно быть, и неважно, сколько это стоит.  Если подъемник должен находиться в стольких-то метрах от стены, то по-другому сделать просто нельзя. Штрафы за нарушение установленных правил такие, что лучше попытаться сразу все сделать правильно. Хотя с первого раза сделать абсолютно правильно все не получается, и приходится переделывать. Но, если не будет так, как положено, значит, вообще ничего не будет. И, конечно, работать могут только сотрудники, оформленные официально. Там правит буква закона: прежде чем фирма начнет работать, надо пройти все необходимые инстанции и оформить все необходимые разрешения. Разумеется, существуют агентства, которые подсказывают, что и как надо сделать, готовят пакет нужных документов, но за свои услуги они берут немалые деньги. А вот клиенты, как и везде, есть хорошие и нехорошие, отличается лишь их отношение к собственному автомобилю. Хотя Чехия еще не так давно была одной из стран соцлагеря, причем не самой зажиточной, к машине там относятся, как и во многих западных странах, довольно потребительски – лишь как к средству передвижения, а не к символу социального статуса, как у нас. Поэтому на мелкие кузовные повреждения, даже на новых и довольно дорогих машинах, никто особо внимания не обращает. К обслуживанию автомобиля отношение тоже достаточно потребительское –даже общий осмотр, когда машина уже висит на подъемнике, считают навязанной услугой. То есть, если указать в наряде, что при осмотре обнаружены подтеки на тормозной магистрали и рекомендуется ее проверка, начнут задавать вопросы – а что там забыли и кто просил? В России хозяин машины поблагодарил бы за это, а в Чехии подобное воспринимается как попытка выманить дополнительные деньги. С деньгами чехи расстаются нелегко - все детально обговаривается, составляется подробная смета, и лишь после этого можно приступать к работе. Правда, и потребительского экстремизма практически нет, так как законом защищены права не только клиента, но и мастера, а все спорные моменты решаются через суд. 

«Работа ведется строго по нормо-часам и только с использованием качественных запчастей, это либо оригинальная деталь, либо ее аналог, очень близкий к оригиналу по качеству, – объясняет Андрей. – На все используемые детали нужны сертификаты, поэтому запчасти покупаются только в Европе». Теоретически, для ремонта каких-то невидимых глазу элементов можно использовать и несертифицированные детали, но, если что-то потом случится, затаскают по судам. 

В принципе, ассортимент имеющихся запчастей очень близок к тому, что доступно в России, но за счет обязательной сертификации цены на них выше. Есть и детали китайского производства, также сертифицированные. Но, хоть они и подкупают крайне низкой ценой (если оригинальная деталь стоит, к примеру, 100 крон, то китайский аналог обойдется в 20), использовать их в работе себе дороже – любая рекламация означает повторный ремонт за счет сервиса. 

Трудности продвижения

«Конечно, сложно было завоевать свое место на рынке услуг, равно как и доверие клиентов, когда ты здесь чужак. И вдвойне непросто, если ты еще и русский, поскольку русофобия действительно существует, и это не пропагандистская выдумка. Несмотря на то что мы работаем уже без малого 10 лет, до нас периодически доходят всевозможные сплетни от злых языков наших конкурентов, – делится Андрей Сувязов. – К нам клиенты едут за качеством. Люди ищут квалифицированных специалистов. Сначала обращаются в официальные сервисы, но позволить это себе могут далеко не все, цены там довольно высокие. Поэтому через рекомендации знакомых, через Интернет стараются искать альтернативные мастерские, где есть опытные специалисты. Мой сын Никита продвигает наш сервис через социальные сети, принимает активное участие в обсуждении коробочных проблем на профильных форумах марок (мы работаем с продукцией компаний Mercedes-Benz, BMW и Volkswagen Group, в основном это автомобили Skoda), также продвигаем наш сайт через поиск по ключевым словам, пользуясь услугами специальных фирм. Плюс на глав- ной странице сайта нашего сервиса можно прочитать такие слова: «Если у вас есть любые вопросы по АКП, звоните, мы вас проконсультируем бесплатно». И люди действительно звонят, человек по десять в день, даже с довольно странными и наивными вопросами – хочу, мол, впервые купить себе машину с «автоматом», что вы мне посоветуете? Казалось бы, для нас напрасная трата времени и сил, но эти люди, возможно, наши будущие клиенты, и потому мы стараемся относиться к подобным звонкам с максимальным вниманием и уважением. Так примерно половина клиентов приходят к нам именно благодаря Интернету, остальные – при помощи сарафанного радио, принципа, отлично работающего в любом месте планеты. Пробовали и другие способы продвижения – рекламу в газетах, флаеры под дворниками машин, листовки, которые разбрасывают в почтовые ящики. Увы, эти методы совершенно не работают, хотя обходятся весьма недешево». 

Заказы из разных стран

«Примерно 60% клиентов – частные лица, помимо этого имеется несколько фирм, которые обслуживают у нас свой автопарк. Кроме того, мы сотрудничаем с несколькими крупными сервисами. В Чехии есть компании, занимающиеся ремонтом коробок больше 30 лет, настоящие монстры рынка, но даже некоторые из них звонят нам для консультации и даже несколько раз присылали коробки для ремонта. Обычно знакомство с другими сервисами начинается так: нам присылают какую-нибудь неисправную АКП в качестве пробного шара, смотрят, насколько быстро и качественно мы выполним ремонт, после чего идет полноценное сотрудничество. География таких партнеров самая разнообразная – к нам возят коробки не только из Чехии, но и из Словакии, Польши, Германии, Франции и даже Бельгии, – продолжает Андрей. – Текущий объем заказов мне кажется оптимальным, своего рода золотая середина. Во всяком случае, расширяться я не планирую, скорее наоборот. Еще два года назад наш сервис занимал около 600 кв. м площади и работало в нем несколько человек наемных сотрудников, сейчас мы с сыном Никитой трудимся вдвоем на площади около 200 кв. м. Что интересно, накладных расходов стало заметно меньше, а прибыль – больше».

Офис компании  Suvik

«В Чехии почему-то принято считать, что неисправности АКП связаны в первую очередь с поломкой гидротрансформатора, поэтому здесь много фирм, занимающихся исключительно ремонтом гидротрансформаторов. Цены у них низкие, примерно за 150 евро клиент получает уже восстановленную гидромуфту, но очень высокое, около 80%, количество брака. Мы за такую работу даже не беремся, конкурировать при подобном демпинге просто невозможно, а в случае необходимости отправляем гидротрансформаторы для ремонта в прибалтийскую компанию RAAP, никто из чехов такое качество ремонта обеспечить не может, – заканчивает свой рассказ Сувязов. – Между прочим, с ребятами из RAAP я познакомился на одном из семинаров «АвтоТрансТех», которые стараюсь не пропускать с 2015 года. Тогда на нас вышла компания KINERGO, которая в процессе поиска партнеров в Европе нашла сайт нашего сервиса. Меня и представителей еще нескольких профильных компаний из Чехии пригласили на семинар в Минске, чему я очень обрадовался. У остальных чешских компаний довольно узкая специализация, и подобный формат мероприятия оказался им не слишком близок. Зато я теперь стараюсь не пропускать ни одного семинара, так как стремлюсь постоянно учиться, находить и открывать для себя что-то новое, мне это просто интересно. Помимо получения новых знаний в семинарах «АвтоТрансТех» мне импонирует общение людей с общими интересами, которые всегда готовы помочь советом и поделиться опытом, такого не купишь ни за какие деньги».