Performance Center: Как стать первыми
В Азербайджане имеется большая потребность в ремонте и восстановлении автоматических трансмиссий. Первой компанией, начавшей свою деятельность в этом направлении, является Performance Center. В прошлом году она открыла специализированный центр по восстановлению АКП Ideal Master. О том, как развивается этот бизнес, рассказывает Эльчин Аббасов – технический консультант центра.
Первые шаги
Мы внимательно изучали опыт других компаний и стремились с максимальной эффективностью наладить рабочий процесс. В общем, «семь раз отмерь, один раз отрежь». Чтобы все правильно спланировать, мы обратились в российскую компанию «Мастер АКПП», с представителями которой познакомились на техническом семинаре «АвтоТрансТех». Новое направление мы организовывали, ориентируясь на их рекомендации. И дело не только в приобретаемой информации непосредственно на семинаре, у нас появилась возможность обращаться к консультантам в трудные минуты. Это самое важное, так как понимаешь, что ты не один и можешь получить поддержку при возникновении вопросов. Подготовительные работы заняли примерно год, и 1 августа 2019 года мы начали принимать заказы на восстановление автоматических трансмиссий.
При этом некоторых ошибок избежать не удалось. Сейчас я понимаю, что неверным оказался подход к выбору оборудования. Мы ориентировались на функциональность и стоимость техники. Но не учли иные важные критерии. Поставщики продали нам оборудование без дальнейшей технической поддержки и не предложили обучить наших сотрудников. Как выяснилось, они и сами не разбирались в работе этой техники. Мы оказались в ситуации попавшего в воду человека, не умеющего плавать, – барахтайся и плыви. Пришлось учиться самостоятельно. Набрались опыта, и только тогда выяснилось, что необходимо докупать диагностическое оборудование и инструменты.
В общем, если в команде нет высококвалифицированного специалиста, отлично знающего данную область деятельности и рынок, то стоит приобретать инструменты и оборудование только в крупных компаниях с большим опытом, а главное – вместе с услугами по обучению.
С помощью российских коллег
На собственном опыте мы узнали, что кадры решают всё. И теперь считаем, что наш основной капитал – это наши специалисты. Мы подбирали людей, имеющих среднее или высшее техническое образование. Также на новое направление перешли некоторые мастера, уже работавшие в нашем техническом центре. Сложился следующий алгоритм подготовки специалиста: мы направляем его на обучение и практику в московскую компанию «Мастер АКПП», после чего он возвращается и продолжает работать у нас. При этом специалисты «Мастер АКПП» тоже работают и непосредственно в Баку. Их задача – осуществлять контроль и при необходимости консультировать наших специалистов.
В связи с этим при приеме на работу, помимо технического образования, мы считаем обязательным знание русского языка, ведь и техническая литература, и обучение – всё на русском.
Специфика региона
Как говаривал товарищ Сухов в известном фильме: «Восток – дело тонкое». Здесь очень важно иметь хорошую репутацию. А когда ты ее наработал, то необходимо постоянно поддерживать достигнутый высокий уровень. Это справедливо для всех, но для Кавказа – особенно. Если допустил брак в работе и клиент ушел недовольным, то потеря исчисляется не единицами, а десятками: люди активно общаются между собой, и информация, в том числе и негативная, распространяется быстро. Восстановление репутации – процесс дорогостоящий. Поэтому лучше не допускать сбоев с самого начала.
В Азербайджане довольно много старых автомобилей, и благодаря этому доступно много подержанных запчастей. При выходе трансмиссии из строя перед владельцем встает вопрос: «Что лучше – отремонтировать свой агрегат или купить подержанный?» Мы объясняем клиентам устройство трансмиссии, что именно выходит из строя и в чем разница между подержанной и восстановленной АКП. Эта тема близка мне, я организовал в Баку два технических музея. Один из них в лицее «Недеф», другой – в Государственном педагогическом университете. Посетители наглядно видят законы физики в действии, узнают, как работают различные устройства. Несколько лет назад у нас появился новый экспонат – трансмиссия Mercedes-Benz 722.6, «работающая» в разрезанном виде. После того как мы начали заниматься ремонтом автоматических трансмиссий, мы решили установить гидромеханическую коробку и вариатор в виде наглядных пособий для посетителей нашего центра (вариатор от Nissan тоже работает в «разрезанном» виде). Они оказались очень полезными экспонатами. Обычный владелец автомобиля часто воспринимает трансмиссию как некий единый цельный узел, работающий сам по себе. А благодаря таким макетам он может увидеть, что это сложное устройство, которое состоит из множества деталей, и понять процесс работы. Он понимает, что в подержанной АКП часть элементов уже изношена, и если агрегат работает сейчас, то не факт, что будет работать завтра. Так мы трудимся над повышением и собственной квалификации, и образовательного уровня клиентов.
Оставаться лидером
Поскольку Performance Center является официальным дилером Chevrolet и Cadillac, то вполне логично, что и при ремонте АКП мы в первую очередь досконально разобрались в конструкции и методах ремонта агрегатов этих марок. Также мы имеем возможность проводить квалифицированный ремонт агрегатов Nissan. Сейчас организовываем процесс ремонта DSG. Думаю, что скоро сможем работать и с этими трансмиссиями.
Наиболее востребованные услуги – проверка соленоидов и блоков управления. Это обусловлено тем, что в нашем регионе по-прежнему мало представлена диагностика АКП. Впрочем, мы недолго были монополистами по оказанию услуг в области ремонта автоматических трансмиссий. Наши коллеги оценили перспективность направления, и уже открылось несколько специализированных сервисов.
Наше преимущество в том, что мы были первыми и смогли быстро пройти путь становления. В настоящее время наша работа налажена, в то время как коллеги-конкуренты еще движутся по дороге «проб и ошибок». И сейчас только мы в Баку имеем возможность протестировать гидроблоки и соленоиды – у других сервисов нет необходимого оборудования. Понятно, что расслабляться нельзя, и мы работаем над увеличением ассортимента оказываемых услуг. А это требует как дополнительного обучения, так и новой техники. В общем, работы впереди очень много.
Как выжить в условиях пандемии
В Азербайджане ограничения для борьбы с распространением коронавируса были введены уже 24 марта. Но в Баку не требовали закрытия технических станций, и наш сервис продолжал работать. Однако люди стали значительно реже выезжать из города. Закрыли школы и некоторые учреждения. И все жители до сих пор стараются не выходить на улицу без необходимости. Поэтому все, что возможно, откладывают на потом, в том числе и ремонт автомобиля. С 3 апреля некоторым людям начали выдавать пропуска для поездок на работу, а для частных поездок требовалось получать отдельное разрешение. Сложно было даже показать машину: разрешение действовало всего два часа – не факт, что успеешь просто показать, не говоря уже о ремонте. В первый месяц карантина число клиентов снизилось в четыре раза, и мы были вынуждены отправить часть наших сотрудников в отпуск. В начале мая убрали значительное число ограничений, ситуация постепенно стала стабилизироваться. Хотя понятно, что жизнь не скоро вернется в прежнее состояние, мир изменился. Поэтому нам нужно работать эффективнее. В первую очередь надо расширить ассортимент услуг, чтобы привлечь больше клиентов.
Коронавирус внес коррективы в график проведения семинаров. Этой весной планировали провести в Баку технический семинар «АвтоТрансТех». Мы готовились к приезду участников. Но, увы, мероприятие пришлось отложить. Однако мы все еще рассчитываем на то, что технический семинар будет проведен в Баку уже в этом году!
В Азербайджан любят Mercedes-Benz
В Азербайджане зарегистрировано около 1,2 млн легковых автомобилей. Самая распространенная марка (более 320 тыс. экземпляров) – Lada, она хорошо знакома азербайджанским покупателям с давних времен и стоит недорого. Второй по популярности бренд Mercedes-Benz – этих машин в Азербайджане зарегистрировано 200 тыс.! Любовь к трехлучевой звезде связана с высокой репутацией марки по надежности и долговечности и, соответственно, по популярности на вторичном рынке. Третье место в парке занимает Hyundai, четвертое – Toyota, а пятое – Opel.
Продажи новых легковых автомобилей в Азербайджане в 2019 году заметно выросли – 7615 экземпляров, на 73,4% больше, чем в 2018 году (4384 машин). Резкие колебания числа приобретенных новых автомобилей связаны с ценой на нефть – для Азербайджана черное золото является основным экспортным товаром, и рост стоимости нефти, как и в России, приводит к подъему спроса на новые автомобили.
В стране довольно много машин «в возрасте» – 76,5% легковых автомобилей старше 10 лет. Впрочем, благодаря теплому климату они могут служить довольно долго. И, например, в Грузии парк еще старше – там доля машин, выпущенных до 2009 года, в 2019 году превышала 90%. В России легковых автомобилей такого возраста в прошлом году было 58% парка.
С точки зрения автосервиса большое количество «пожилых» машин означает достаточно стабильный спрос на услуги по ремонту.