«АТ-Сервис НК»: cтарая школа
Алексей ХресинЖурналист, компания «АвтоТрансТех», Москва
Первое знакомство Игоря с автоматической коробкой передач состоялось в уже далеком 1988 году на праворульном Nissan Sunny, который по его просьбе был привезен из Японии другом-моряком. Тогда это была третья иномарка в городе – друг-моряк ездил на Nissan Laurel и еще одной машиной владел местный криминальный авторитет. Профильных автосервисов тогда не было, поэтому обслуживать и ремонтировать подобную технику приходилось самостоятельно. У Nissan Sunny «автомат» работал исправно, так что первый опыт ремонта АКП состоялся как раз на той самой Laurel товарища-моряка. Друг, как и положено моряку, человек отважный, рискнул. Тем более что за плечами Игоря был институтский диплом по специальности «электропривод и автоматизация промышленных установок» и работал он в тот момент в пуско-наладке предприятия «Сибэнергочермет», и потому разнообразные системы управления были не пустым звуком, а хорошо знакомым понятием. Кроме того, высшее образование, как известно, дает не столько конкретные знания и точное знание где, что и отчего (для этого достаточно диплома и квалификации рядового техника), сколько формирует инженерный склад ума – умение логически мыслить, что позволяет добраться до самой сути проблемы. Так что поломку неизвестного до того агрегата методом проб и ошибок удалось устранить и Nissan вновь поехал. Как только стал понятен принцип работы АКП, все стало гораздо проще. А вскоре сломалась коробка на Toyota Carina другого товарища, и дальше, прознав о чудо-мастере, один за другим начали появляться первые клиенты. Обучение шло практическим путем, в ходе разборки очередного «автомата». Электрических и гидравлических схем не существовало, все отрисовывалось собственноручно.
Поначалу особенно острой была проблема запасных частей, в частности, не хватало фрикционных дисков. Большое распространение получили самоделки. Так, в Новосибирске местные умельцы делали латунные диски, кто-то ухитрялся приклеивать накладки из тонкого текстолита, изготавливали диски целиком из толстого карболита – вариантов получалась масса, причем часть этих «обходных» технологий использовалась вплоть до 2000-х годов. Игорь вспоминает: «У нас был товарищ, который работал начальником цеха на Западно-Сибирском металлургическом комбинате, и через него мы как-то попробовали на заготовки фрикционных дисков напылить нитрид титана (материал устойчивый к истиранию, но вовсе не фрикционный). После сборки и попытки испытать наше ноу-хау на практике из коробки моментально пошел дым, а само напыление как корова языком слизала». Когда через какое-то время появились нормальные запчасти, те 10 тыс. км пробега, что выдерживали самоделки, уже выглядели смешно.
Двадцать лет назад
Тем временем клиентов становилось все больше, и, хотя Игорь сменил место работы с госпредприятия на сервис-центр компании Philips, совмещать ремонт коробок с основным местом службы становилось все сложнее. Пришлось сделать выбор. Дата, когда был перейден Рубикон, выглядит весьма символично – 7 ноября 1998 года. В этот «революционный» день Игорь вместе с тремя товарищами, которые тоже уволились с прежних мест работы, въехал в арендованный гаражный бокс и начал заниматься исключительно ремонтом АКП.
Тогда рынок по большей части состоял из японских праворульных машин. Еще в период работы в «Сибэнергочермете» и Philips Игоря часто просили помочь выбрать хорошие машины, приходилось летать во Владивосток несколько раз в год. За помощь полагался гонорар в виде одной из машин.
В 2000-е в России стали активно завозить так называемые контрактные коробки. «Цены были бросовые, – вспоминает Игорь, – мог приехать за коробкой, а тебе в придачу еще и кинут какой-нибудь лодочный мотор, просто потому, что он рядом валялся. Как-то я приехал за одной машиной, а в ней не было магнитофона, один приемник, и мне в качестве компенсации дали в придачу мотороллер».
Все свои
Так получилось, что компания «АТ-Сервис НК» является фактически семейным бизнесом, поскольку почти все работающие здесь – родственники: сам Игорь, его родной дядя по отцу, муж сестры жены Игоря и родственник дяди. Кроме того, среди сотрудников бывший коллега Игоря по сервис-центру компании Philips, один из самых первых клиентов, и парнишка – сын персонального водителя одного из руководителей местной угледобывающей компании. Все они имеют техническое образование, и по большей части – высшее. Штат «АТ-Сервис НК» насчитывает 10 человек, включая самого Игоря и его сына, который ведет бухгалтерию.
Условия работы в компании напоминают времена развитого социализма – оплачиваемые отпуска и больничные, бесплатная спецодежда, а также обеды, чай и кофе. Так дело обстоит сейчас, но, чтобы добиться всего этого, пришлось долго и напряженно работать, и Игорь искренне благодарен своей семье, жене и детям. Равно как и семьям своих сотрудников, за их понимание и поддержку, за то, что они героически выдержали и вытерпели в те трудные годы, когда мужья фактически целыми днями пропадали на работе и не могли уделять им должного внимания.
Постепенно бизнес набирал обороты. В 2003 году компании предложили в аренду цех местного завода металлоизделий, серьезно сократившего объем работы. Предложение показалось интересным, так что переезд состоялся довольно быстро, и с тех самых пор «АТ-Сервис НК» работает на одном и том же месте. Уже через год удалось выкупить здание цеха и землю под ним, а работать в собственном помещении гораздо более выгодно, чем платить за аренду чужого. Правда, через какое-то время после выкупа пришлось судиться с налоговой инспекцией, которая необоснованно завысила оценочную стоимость недвижимости. Долгий судебный процесс окончился триумфальной победой – величину оценочной стоимости удалось снизить в девять раз, а значит, пропорционально уменьшилась и сумма ежегодного налога на нее.
И физики, и юрики
Следующим важным этапом стало расширение клиентской базы. Помимо машин частных лиц началось обслуживание автомобилей лиц юридических с оплатой по безналичному расчету. А получилось это, как бывает довольно часто, совершенно случайно. Как-то раздался звонок от местного дилера марки Toyota с просьбой помочь разобраться с неисправностью АКП на машине одного из клиентов. Проблемный автомобиль привезли на эвакуаторе и оставили на ремонт. Тем временем в автопарке угольной компании, местного градообразующего предприятия, сломалась коробка на Cadillac Escalade, который обслуживал руководство, да так, что никто не брался ее чинить, и все это накануне визита в город президента страны. Как обычно в таких случаях, все дороги ведут в «АТ-Сервис НК». Когда представители угольной компании привезли свой внедорожник, они с удивлением увидели на подъемнике и свою же Toyota. «Как так, она же на ремонте у дилера?» – повис в воздухе вопрос. В итоге, чтобы впредь не платить посредникам в лице официальных дилерских сервисов, было принято решение с профильными проблемами обращаться напрямую в «АТ-Сервис НК». На данный момент в портфеле компании числится более 50 договоров с различными юрлицами на ремонт и обслуживание автомобилей.
Впрочем, и с официальными дилерскими центрами «АТ-Сервис НК» поддерживает теплые дружеские отношения. Постоянно идет работа по договорам, подписанным с дилерами Hyundai, Skoda, Volkswagen. Но первой ласточкой был дилер General Motors, и здесь также сыграл свою роль его величество случай. На новогодних каникулах в январе 2007 года Игорь заехал на работу что-то забрать, как вдруг раздался телефонный звонок. Звонили из московского представительства GM: «Нам дали ваши координаты в «АвтоТрансТехе», мы также навели справки о вас в Питере у Сергея Ваксара – вы АКП ремонтируете?» Получив положительный ответ, предложили сотрудничество. «На сегодня, – пытается подсчитать Игорь, – мы отремонтировали около 700 коробок для General Motors, что для города с населением 500 тыс. человек достаточно много». О сотрудничестве с «АТ-Сервис НК» охотно рассказывает Руслан Ивлев, инженер по гарантии кемеровского дилера GM «Автоцентр Славия»: «Нам порекомендовало воспользоваться услугами компании Игоря московское представительство GM, где его знали как высококлассного специалиста задолго до нашего знакомства. Не стану скрывать, мы пробовали обращаться и в другие сервисы по ремонту АКП, но эти попытки оказались бесполезны и бессмысленны – у кого-то не было необходимых запчастей, у других не хватало знаний, отчего сроки ремонта растягивались на месяцы. Сотрудничество с Игорем и его компанией подкупает тремя основными вещами: первое – качество. Это всегда устранение проблемы с первой попытки, случаев возвращения машины с тем же дефектом у нас не было. Второе – скорость ремонта. У Игоря всегда есть запчасти даже на самые мудреные коробки. А если чего и нет, он это где-то заказывает и в течение суток необходимые детали присылают. И третье, самое главное, – высочайший уровень квалификации. Он помогает нам чинить самые проблемные машины. Даже техническая поддержка марки порой не может нам подсказать, где искать неисправность, а Игорь уже знает ответ – достаточно лишь перечислить симптомы и рассказать, как автомобиль себя ведет. Мы знаем, что он регулярно ездит на различные тренинги и семинары, поэтому всегда владеет самой актуальной информацией. Когда с очередной проблемной коробкой мы впадаем в ступор, то звоним Игорю и у него всегда есть ответы».
«Рабочий день компании «АТ-Сервис НК» начинается так, – рассказывает Игорь, – утром, с 9 до 10 часов, идет приемка. Обычно приезжает около 30 машин, из них действительно с неисправностями коробки процентов 30, не больше. С проблемами, требующими демонтажа и разборки АКП, еще 30%. А остается на ремонт процентов 5–10 максимум. Остальные говорят что-то вроде «вы мне скажите, в чем проблема, а дальше я сам». Уезжают, а потом возвращаются с уже гораздо большими проблемами, за решение которых приходится платить совсем другие деньги. После подобных «гаражных» ремонтов горе-клиенты приезжают шелковыми. Во избежание разных кривотолков я стараюсь приглашать клиентов взглянуть на их разобранную коробку, чтобы показать – сломано это, и это, и это. То время, что я трачу на ремонт, экономит ваши деньги – я могу пойти и купить узел в сборе, это будет стоить столько-то, хотите? Все говорят – нет. Что касается наших обязательств перед клиентом, то мы принципиально не берем предоплату за ремонт, все расчеты только по факту решенной проблемы. Это заставляет работать более ответственно. Если говорить, как это сейчас модно, о «ценностях» нашей компании, то главное, что у нас есть, это опыт и старание все сделать максимально правильно, пусть даже в ущерб себе. Впрочем, когда попадается какая-то особо заковыристая поломка, где надо усиленно работать мозгами, приходит азарт, возникает чисто спортивный интерес, а деньги уже не так важны. И это не ради красного словца. Если в попавшей к нам в ремонт коробке какие-то проблемы с электроникой, их устранением занимаюсь я сам, собственноручно. Когда клиенты видят директора в рабочей грязной одежде, который собственными руками ковыряется в коробке, то шаблоны у них ломаются. Хотя, конечно, мы сотрудничаем и с профильными сервисами. Кстати, у нас в городе есть еще одна мастерская, занимающаяся ремонтом АКП, но мы не конкурируем в привычном понимании этого слова, а дружим между собой, выручаем запчастями в случае необходимости и все такое. Некоторые клиенты, надеясь получить скидку, говорят – а вот они про вас то-то и то-то плохо сказали. Мы регулярно созваниваемся и пересказываем друг другу эти байки. Подобного рода хитромудрые клиенты – вечная головная боль. Например, гарантия на проведенные работы у нас составляет полгода без ограничения пробега. Раньше было ограничение по пробегу, так народ отключал привод спидометра и коробка работала некорректно, отчего возникали дополнительные сложности».
У Игоря оригинальный подход к продвижению своей компании. Так, реклама печатается только в одной газете, которая распространяется на местных АЗС. В Интернете он рекламу не размещает, а отзывы о работе компании на разнообразных сайтах старается модерировать, оставляя только отрицательные. Объясняет это так: «Положительным отзывам доверия нет, их можно и самому себе написать, а отрицательные означают, что компания действительно существует, люди здесь были. Я и сам, когда что-то собираюсь купить, смотрю в Интернете именно отрицательные отзывы и то, с чем они связаны». Такой нестандартный подход дает свой результат – «АТ-Сервис НК» имеет полную загрузку. Коллектив из 10 человек на конец третьего квартала 2018 года имел около 1000 закрытых нарядов, где две трети приходилось на юрлица, остальное – частные клиенты.
Даты АТ-Сервис НК
- 7 ноября 1998 года – Первый день работы «АТ-Сервис НК». Отдельное помещение, пять человек
- 2000 год, ноябрь – Начало работы по текущему адресу, поначалу на правах аренды
- 2001 год – Выкуп в собственность помещения и земли под ним
- 25 декабря 2001 года – Выход из тени – официальная регистрация ООО «АТ-Сервис НК»
- 21 апреля 2003 года – Официальная регистрация ООО «АТ-Сервис НК» для работы с юрлицами
- 2004 год – Начало работы с госучреждениями
- 2005 год, февраль – Первая встреча в Москве представителей сервисов, занимающихся ремонтом АКП
- 2005 год, август – Участие в первом семинаре «АвтоТрансТех» в Москве.
- 2007 год – Начало работы с официальными дилерами, первый договор с дилерами GM (спасибо Сергею Ваксару. СПб)
- 2017 год, август – Первое выступление в качестве лектора на семинаре «АвтоТрансТех»