Облегчая тяготы службы
Валерий ЧусовГлавный редактор АКППро
В первых строчках устава Вооруженных Сил России сказано, что военнослужащий должен стойко переносить все тяготы и лишения военной службы. Да, армия не курорт, и выполнение боевой задачи важнее всего. Однако «тяготы и лишения» зачастую как раз мешают войскам эффективно действовать. Поэтому конструкторы уже давно задумались о том, чтобы упростить жизнь военнослужащим.
«Робот» для «Арматы»
Новейшая на данный момент универсальная боевая платформа «Армата», на базе которой созданы танк Т-14 и боевая машина пехоты Т-15, оборудована трансмиссией с восемью передачами. Но управлять ею механику-водителю необязательно, эти функции выполняет автомат переключения передач АПП-172. То есть это то, что на легковых автомобилях обычно называют роботизированной трансмиссией.
АПП-172 появился в 2015 году, его выпускает НПО «Электромашина», входящее в состав «Уралвагонзавода». Эту систему уже устанавливают на Т-90, а при модернизации – и на Т-72. По данным производителя, смена передач в автоматическом режиме занимает всего 0,2 с, «автомат» ускоряет разгон танка до 50 км/ч на 2–3 с, а среднюю скорость движения – на 15–20%. Причем расход топлива снижается на 10–15%. Это происходит именно благодаря автоматизации – электроника намного лучше, чем водитель, знает, когда и какую передачу включить. Особенно если водитель – солдат-срочник, едва успевший обучиться, и может перепутать вторую и четвертую передачи. Правильный выбор передач обеспечивает продление ресурса агрегатов и снижает вероятность поломки, а это уже означает поддержание боеготовности техники.
Для молодых необученных
Применять автоматические трансмиссии на военной технике начали еще во время Второй мировой войны. Так, на легкий американский танк М5 «Стюарт» установили автомобильный двигатель V8 от Cadillac и сразу два «автомата» Hydra-Matic – первой серийной автоматической трансмиссии, появившейся перед войной на Oldsmobile и Cadillac. Часть таких танков даже выпускали на заводе Cadillac – производство легковых автомобилей в США было запрещено со 2 февраля 1942 года до второй половины 1945-го, в это время все предприятия работали только «на войну». До 1944 года было изготовлено 8885 танков М5.
Новый агрегат сделал танк немного дороже и сложнее в ремонте, но позволил значительно ускорить обучение экипажей, что в военное время играет огромную роль, – к сожалению, личный состав боевых частей обновляется слишком быстро… «Автоматами» начали оборудовать и другие боевые машины, в том числе танк М26 «Шерман».
Гидромеханическую и электрическую трансмиссии для них разрабатывали и в Германии. Например, на конкурс по созданию танка «Тигр» Фердинанд Порше в 1942 году представил машины с автоматическими трансмиссиями: проект P101 имел электрическую (двигатели вращали генераторы, ток от которых питали тяговые электромоторы; на танке было два таких силовых агрегата), а P102 – двухступенчатую гидромеханическую трансмиссию, изготовленную фирмой Voith. Однако в серию пошел конкурирующий проект компании Henschel. Он оснащался механической преселективной (полуавтоматической) восьмиступенчатой трансмиссией Maybach.
Слишком большой расход
В СССР первая работоспособная гидромеханическая трансмиссия для танков появилась в 1938 году и была успешно испытана на Т-28. Хотя в производство не пошла. К этой теме вернулись только в 1951 году. Во ВНИИ-100 под руководством А.П. Крюкова приступили к созданию образца гидромеханической трансмиссии ГМТ-266, в конструкции которой использовался гидротрансформатор от американского танка «Першинг». В 1955 году ГМТ-266 прошел испытания на опытном тяжелом танке, и в результате выяснилось, что гидромеханическая передача имеет массу преимуществ по сравнению с механической трансмиссией серийного тяжелого танка, но от нее отказались из-за повышенного расхода топлива. Так что серийные танки в СССР остались без ГМП.
На колесах
Первой массовой моделью грузовика с АКП в армии США в 1951 году стали М135 производства GMC и его версия со сдвоенными задними колесами М211. Трехосный полноприводный грузовик грузоподъемностью 2,5 т решили оснастить «автоматом», чтобы сделать привлекательнее, чем уже заказанный армией М35 конструкции фирмы REO. Попытка удалась – АКП и продуманный дизайн сделали грузовик GMC «кадиллаком» среди армейских грузовиков. М135 и его модификации оставались на вооружении около 30 лет.
Наиболее широко известный армейский транспорт с «автоматом» – это HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle – «Высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство»), гражданская версия которого известна как Hummer H1. При этом «автомат» фигурировал уже в исходных спецификациях министерства обороны. В конкурсе участвовало несколько компаний, но выиграла его фирма AM General и в 1983 году получила контракт на поставку более 50 тыс. машин. Трансмиссию для HMMWV поставляет General Motors, это трех- или четырехступенчатые агрегаты – в последнем случае HM-1241 или 4L80E.
Из армии – на гражданку
В Советской армии гидромеханические трансмиссии использовали в основном на колесных тягачах. Первым стал МАЗ-535, который выпускали в Минске с 1958 года. Гидротрансформатор, изменяющий крутящий момент, позволял тяжелой технике плавно трогаться с места и переключать передачи без прерывания потока мощности. К тому же и передач требовалось меньше. Правда, трансмиссии эти не являлись полностью автоматическими – водитель переключал передачи сам. В основной коробке было три передачи для движения вперед, а благодаря двухступенчатой раздатке можно считать, что всего передач было шесть.
МАЗ-535 имел грузоподъемность всего 7 т. Следующая модель МАЗ-537 могла перевозить уже 15 т и выпускалась не только в Минске, но и на Курганском заводе колесных тягачей (КЗКТ). МАЗ-543 дебютировал на параде 7 ноября 1962 года в составе ракетных комплексов «Эльбрус». Такая машина имеет своеобразную компоновку – две двухместные кабины размещаются по бокам от моторного отсека с 38,8-литровым дизелем V12 мощностью 525 л.с. Это сделано для того, чтобы между ними можно было расположить ракету и уменьшить габаритную высоту. Трансмиссия здесь аналогична предшественницам. Созданные для армии тяжелые тягачи постепенно также находили применение на гражданских объектах – с их помощью осваивали просторы Сибири, перевозили тяжелую технику по всей стране.
В 1974 году на базе модели 543 был создан бортовой грузовик МАЗ-7310. В гражданской жизни эти тягачи и грузовики получили название «Ураган».
На шасси для ракетного комплекса «Искандер» на базе тягача МЗКТ-7930 с 2014 года устанавливают уже полностью автоматическую гидромеханическую трансмиссию собственной разработки – МЗКТ-5561. У нее шесть передач для движения вперед.
Гидромеханические трансмиссии для военной техники разрабатывали и на ЗИЛе, имевшем опыт применения их на легковых моделях. Но широкого распространения они не получили.
А вот на шасси для перевозки ракет МАЗ-7907 трансмиссия полностью электрическая – для привода 24 колес гораздо проще поставить в каждое по электромотору, чем тянуть валы.
Из более близких к гражданским автомобилям стоит вспомнить «Тигр», разработанный на ГАЗе по заказу арабской компании. Когда заказчик стал выпускать машину самостоятельно, группа ГАЗ на основе этого проекта сделала ГАЗ-2330 и наладила его производство на заводе в Арзамасе. Сначала устанавливали импортные АКП, но в 2017 году ГАЗ заказал австрийской компании Zoerkler Gears разработку гидромеханической АКП. Шестиступенчатый агрегат, способный передавать момент до 800 Нм, вполне подходит не только для «Тигра» и гусеничных вездеходов, но и для «Газонов», а также автобусов. В 2019 году ГАЗ получил сертификат на автобус «Вектор Next» с автоматической трансмиссией ГАЗ-1K0808. Так изначально армейский проект нашел и гражданское применение. Хочется надеться, что армейская техника все реже будет применяться по прямому назначению и все чаще – в мирных целях!