SMART: обучаем и знаниям, и навыкам
Павел КлюкинРуководитель Инжинирингового центра SMART.
Инжиниринговый центр SMART появился на свет в конце 2012 года. Мы увидели, что на рынке есть спрос на подготовку кадров для авторемонтной отрасли – первоклассных диагностов, квалифицированных механиков, специалистов, знакомых с новыми технологиями. По дорогам России и соседних стран ездило огромное количество современных автомобилей со сложными системами, в том числе электронными. Многие из них уже достигли того возраста, когда начали появляться неисправности, при этом ремонт у официального дилера был слишком дорогим. И оказалось, что далеко не все независимые автосервисы могут их ремонтировать – персонал не был готов самостоятельно разбираться в документации, учиться работать с новой техникой. Существовавшие учебные заведения не выпускали специалистов нужного уровня. Производители и импортеры автомобилей обучали только сотрудников официальных дилеров. Тогда мы и решили предложить независимым СТО свои услуги. Для этого потребовалось объединить лучших практиков, технических тренеров, поработавших у производителей, создать хорошо оснащенные учебные площадки и сформировать программы так, чтобы они отвечали актуальным потребностям автосервисов.
Используя накопленный опыт
Я и мои коллеги уже имели опыт в области обучения. После защиты диссертации в МАМИ (сейчас Московский политехнический университет) я работал одновременно в трех местах: преподавал технические дисциплины, готовил инженерные проекты по водородной теме на транспорте, некоторое время был диагностом в дилерском центре будущей группы компаний Favorit Motors, тогда еще «Лада Фаворит – Жулебино». Стремительно растущей компании требовалось много квалифицированных специалистов, а взять их было неоткуда. Поэтому руководство поддержало мой план и доверило создание корпоративной академии ГК Favorit Motors. Мы занимались отбором кандидатов, их адаптацией, обучением сотрудников в 24 дилерских центрах по всей Москве.
Постепенно академия трансформировалась в негосударственное частное образовательное учреждение (НЧОУ) «Академия автомобильных технологий». Там я прошел все этапы организации учебного центра с нуля: поиск помещения, тренеров, оборудования, клиентов и многое другое. Мы обучали всю дилерскую сеть Skoda в России, проводили тренинги для специалистов завода «Рено Россия», подразделений «Газпрома», для своих сотрудников в ГК Favorit Motors и внешних заказчиков. Полученный опыт стал фундаментом для создания Инжинирингового центра SMART.
Мы назвали центр инжиниринговым, поскольку основной вид деятельности нашей компании по ОКВЭД – технические разработки, и для нас это всегда являлось принципиально важным. Ведь не зря в высших учебных заведениях преподаватели параллельно с обучением занимаются научной деятельностью. Вот и мы с самых первых дней действовали на стыке разработки и внедрения новых технологий. Создавали новое учебное оборудование, макеты, стенды – как для себя, так и на заказ. Тестировали новые диагностические приборы, давали рекомендации по их доработке. ИЦ SMART создал уникальную в России учебно-практическую лабораторию электромобилей. Сотрудники нашего центра получили несколько авторских свидетельств на изобретения.
Центр оснащен практически всеми видами оборудования для диагностики и ремонта. У нас сейчас 11 специальных автомобилей и стендов, мощностной моторный стенд, дизельный автоматизированный стенд. Это позволяет разрабатывать и проводить курсы второй и третьей ступеней для опытных специалистов, проработавших в отрасли 10 лет и более.
К разработкам SMART можно отнести и подготовку учебных программ совместно с колледжами и вузами, мою работу в учебных заведениях в качестве эксперта по аккредитации колледжей. Вместе с этими программами актуальна и материальная база – по требованиям WorldSkills экзамены проводятся на «живых» автомобилях с применением всех регламентов производителей.
Новые волны развития
Всего через год после начала работы ИЦ SMART в 2014 году Россия испытала кризисные явления – падал курс рубля, снижались цены на нефть. В кризис бизнес сжимается, реструктурируется и готовится к новой волне развития. На первый план выходит кадровый вопрос. Многие компании используют этот период для обновления штата – набирают более перспективных и активных сотрудников. А это именно те, кто хочет учиться. Значительная доля такого персонала автобизнеса оказалась у нас на курсах. Новые навыки специалистов позволили нашим заказчикам расширить список предлагаемых на их СТО услуг. К нам пришли и сотрудники автосервисов, и частные лица, работающие в сфере обслуживания автомобилей.
Хотя вынужден заметить, что одна из причин медленного развития авторемонтного бизнеса – отсутствие культуры целенаправленного приобретения знаний как среди рядовых механиков, так и у руководителей. Возможно, кризисные периоды покажут, что квалифицированные сотрудники помогают работать эффективнее.
С помощью коллег
Моей мечтой было создание самой мощной в стране учебно-практической площадки, на которой будут проводиться семинары экспертов мирового уровня, теоретические и практические занятия. На сегодняшний день такой площадкой является наша основная база на территории «КОМДОРАВТО» (бывшего «ИЛАРАВТО»), где сконцентрировано примерно 13 тонн специального оборудования: двигатели, коробки, агрегаты, автомобили, диагностические сканеры, лицензионное ПО, инструмент, эксклюзивные макеты узлов и многое другое. На этой территории находятся учебные классы, учебные автосервисы, участок по ремонту топливной аппаратуры, кафе и столовая, гостиница для иногородних.
У нас много партнеров, с которыми нас связывают многолетние отношения. Среди них мировые производители автокомпонентов и оборудования, поддерживающие наши мероприятия, такие как Чемпионат «Лучший автомеханик РФ», «Битва оборудования», участвующие в подготовке учебных пособий и видеокурсов. Это компании KYB, Gates, Dolz, Varta и другие. При подготовке слушателей мы сотрудничаем с крупными современными техцентрами. В последние годы активно поддерживаем движение WorldSkills Russia: участвовали в подготовке чемпионата национального финала и чемпиона мира, являемся аккредитованной площадкой для подготовки преподавателей учебных заведений.
Особое положение
Одна из особенностей инжинирингового центра – независимость. Большинство обучающих организаций в нашей сфере являются корпоративными университетами. Кроме ИЦ SMART, других крупных учебных центров широкого профиля, развивающихся вне тесной связи с какой-либо организацией, в нашей стране на данный момент нет. Независимость дает нам право на собственное непредвзятое мнение, которому могут доверять клиенты. Нашим техническим экспертам отдают на тестирование новые приборы, готовящиеся к выходу на российский рынок, и просят дать оценку. Мы оказываемся на острие технологий и можем выбирать лучшее из того, что есть, вне привязки к конкретному поставщику технологии или продукта.
Другая особенность – работа с разноплановой аудиторией. Среди заказчиков наших услуг есть сотрудники и независимых СТО, и официальных дилерских центров, а также студенты и преподаватели вузов и колледжей, производители автокомпонентов и оборудования. Всюду своя специфика. Работа с коммерческими организациями строится по одним принципам, с государственными учреждениями – по другим. Мы максимально открыты и внимательно рассматриваем каждое предложение.
Онлайн – это непросто
К нам на обучение приезжают почти со всех городов России, из многих регионов ближнего и даже дальнего зарубежья, в том числе из Германии, Испании и Турции. Это означает, что мы на правильном пути.
Режим самоизоляции, введенный нынешней весной, стимулирует уходить в онлайн. Но в сфере авторемонта сделать это не так просто, поскольку в первую очередь мы обучаем не столько знаниям, сколько навыкам. Пока операция не будет многократно повторена и наставник не подтвердит безошибочность ее выполнения, ценность обучения невелика.
Мы занимаемся программами дистанционного обучения несколько лет и потратили немало сил на разработку удобной платформы и создание курса по автоэлектрике для удаленного обучения. Слушатель получает от нас по почте индивидуальный пластиковый кейс со всеми необходимыми проводами, лампочками, реле, датчиками, мультиметром, автотестером, блоком питания и т. п. Его задача – правильно повторить показанную тренером последовательность действий, а затем выполнить задания. Ответы на них отправляются на проверку тренеру. Без подтверждения, что все сделано верно, перейти к следующему уроку невозможно. Этот курс за 30 уроков формирует у участника логику поиска и устранения неисправностей, первичные навыки измерений, чтения электрических схем, дает хороший старт новичкам. Подходит людям с высокой самоорганизацией, а всех остальных приглашаем в наш центр на занятия в очном формате.
Уверен, что новые знания и навыки помогут нашей отрасли преодолеть последствия нынешнего кризиса. Знание – сила!